(1872–1950)
Ауробиндо Акройд Гхош, выдающийся йогин, революционный и общественный деятель, поэт, мыслитель и философ родился 15 августа 1872 года в Калькутте в семье доктора медицины Кришны Дхана Гхоша. С семилетнего возраста он обучается в Англии, сначала в Манчестере, потом в Кембридже, где к двадцати годам изучил семь европейских языков, включая латынь и греческий. Вернувшись в 1893 году на родину, он до 1907 года преподает французскую и английскую литературу в университете в Бароде, где становится проректором этого университета, а в 1906 году — ректором Национального Колледжа в Калькутте. Ауробиндо одновременно глубоко изучает философию и традиции родной страны, ее историю и языки (санскрит, маратхи, гуджарати и бенгали). Он увлекается как священными древними текстами, изучая Упанишады, Бхагавадгиту, Рамаяну и другие трактаты, так и трудами общественных и религиозных деятелей и, прежде всего Вивекананды. В это время он пишет стихи, выступает с лекциями, а его ближайшими сподвижниками становятся ученица и родной брат Вивекананды — Ниведита и Бхунандранатх Дата. Жизнь Ауробиндо после возвращения в Индию распадается на два контрастных периода — активной революционной деятельности (до 1910 года) и добровольного затворничества в созданном им ашраме в Пондичерри. Активно включившись в 1902 году в революционную борьбу за независимость Индии, Ауробиндо неизменно апеллирует к индуизму — главной духовной основе нации. Борьбу за освобождение Индии он рассматривает как религиозный долг каждого индийца. Подобно Вивекананде, он исходит из ведантистских представлений о заложенной в каждом человеке божественности, реализация которой возможна только через самопожертвование. В 1904 году Шри Ауробиндо впервые обращается к Йоге, а в 1908 году происходит его встреча с йогином Вишну Бхаскара Леле, который показал ему, как достичь полного покоя ума. Ауробиндо успешно достигает этого состояния за трехдневный период. Их пути расходятся, но месяц или два спустя, при новой встрече Леле говорит Шри Ауробиндо, чтобы он всецело отдал себя в руки Божественности, присутствующей внутри него, доверив себя Господу в качестве инструмента Божественных деяний. С тех пор это и стало основой и принципом садханы* Шри Ауробиндо. В 1908 году после ареста за революционную деятельность он попадает в Алипурскую тюрьму, где проводит около года. Здесь же, пережив состояние самадхи — единения с вездесущим, Ауробиндо «обретает Бога». По освобождении из тюрьмы (его признают невиновным), он порывает с политикой и уезжает в Пондичерри, всецело посвящая себя мистике и йоге, которую позже назовет «Интегральной Йогой». В Пондичерри основывается Ашрам, и в течение шести с половиной лет издается философский ежемесячник «Арья». Здесь же в 1924 году состоится встреча Шри Ауробиндо с Миррой Ришар, известной впоследствии как Мать. Она станет сотрудницей Шри Ауробиндо и продолжательницей его дела. В это время, с 1914 по 1920 год, Шри Ауробиндо пишет самые известные свои труды: «Божественная жизнь», «Синтез йоги», «Этюды о Гите», «Тайна Вед» и др. 24 ноября 1926 года произошло то, что сам Шри Ауробиндо назвал позже «нисхождением Кришны в физическое». Он удаляется от внешнего мира и прекращает все контакты с людьми, чтобы полностью посвятить себя работе. С тех пор он остается в своей комнате, не встречаясь больше с учениками, но отвечая на их вопросы в письмах. Руководство Ашрамом возлагается на Мать. До последнего дня Ауробиндо работает над поэтическим эпосом «Савитри» — поэмой и символом, в котором отображено все, что он пережил на пути духовного восхождения. Весь дальнейший период жизни Ауробиндо, вплоть до его махасамадхи 5 декабря 1950 года, проходит в грандиозной духовной работе по подготовке человечества к осознанной трансформации. Собрание произведений Шри Ауробиндо насчитывает более тридцати томов, наиболее известные из которых «Божественная жизнь», «Час Бога», «Духовная эволюция человека», «Синтез йоги», поэма «Савитри» и др.
Cимвол Шри Ауробиндо
Треугольник с вершиной, направленной вниз, символизирует Сат-Чит-Ананду (Истину-Сознание-Блаженство), т.е. — нисходящий в материю Божественный Дух.
Треугольник, вершина которого направлена вверх, представляет собой устремленную ввысь одухотворенную материю, принимающую форму жизни, света и любви.
Соединение того и другого (квадрат посредине) — это совершенное проявление, центром которого является Лотос — символ Божественности.
Вода внутри квадрата символизирует множественность форм и всё творение.
МАТЬ
(1878–1973) Мать (Mother) — Мирра Альфасса Ришар — родилась в Париже в семье банкира. Талантливый музыкант и художник, она, будучи еще ребенком, непроизвольно входила в медитативные состояния, в одном из которых впервые «увидела» незнакомого человека, впоследствии признав в нем Ауробиндо. Так Мирра, сама того не подозревая, с пяти лет начала свою духовную практику. В 16 лет она поступает в Школу изящных искусств. С 1903 по 1905 годы ее живописные работы выставляются в Национальной Галерее Искусств. В 1905 году она уезжает в Алжир, где в течение двух лет изучает оккультизм и углубляет свой духовный опыт. Вернувшись в Париж, она выходит замуж за писателя и публициста Поля Ришара. Приехав в 1914 году в Пондичерри и увидев Ауробиндо, она признает в нем своего духовного учителя, являвшегося к ней в детстве. В 1916-20 году Мирра живет в Японии, где изучает культуру и традиции страны. В 1920 году она возвращается в Пондичерри и остается в Индии навсегда. Шри Ауробиндо, увидев в ней воплощение божественной Шакти, дает ей имя «Мать», под которым ее знают сейчас во всем мире. С 24 ноября 1926 года все руководство делами и Ашрамом ложится на ее плечи. В 1950 году Мать основывает Международный Центр Образования — после ухода Учителя она продолжает воплощать его идеи. С 1958 году Мать сама уединяется и погружается в «йогу клеток», которая привела ее к открытию «клеточного разума», способного изменить структуру тела на атомарном уровне. Ашрам в этот период быстро разрастается и получает международную известность, а в 1968 году по инициативе Матери и под эгидой ЮНЕСКО закладывается «Город Будущего» — Ауровиль, где на практике должно реализовываться духовное учение Шри Ауробиндо. Ауровиль — интернациональная коммуна, которая принимает людей из всех стран мира, желающих посвятить себя божественной трансформации человеческого сознания и духа. 17 ноября 1973 года в возрасте 95 лет Мать оставляет свое тело.
Cимвол Матери
Окружность в центре символизирует Божественное сознание.
Четыре лепеска — это четыре силы Матери: Махасарасвати, Махакали, Махалакшми и Махешвари.
Двенадцать лепестков представляют собой двенадцать качеств Матери, проявляющие себя в Ее работе. Это — Совершенство, Мужество, Прогресс, Восприимчивость, Стремление, Настойчивость, Благодарность, Смирение, Искренность, Мир, Гармония, Великодушие.
(По клику на картинке справа можно увидеть английскую версию толкований значений элементов символа).
Сатпрем
(род. 1923)
Рассказывая об Ашраме Шри Ауробиндо, нельзя не упомянуть о Сатпреме. Переводы его книг были одними из первых философских книг об Индии, появившихся на рубеже 80-90-х годов на книжных лотках в распадающемся СССР. В книгах «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания», «На пути к сверхчеловечеству» и других он рассказывал об интегральной йоге и сознательной эволюции Человека, об Ауробиндо и Матери. Сатпрем родился в Париже, а детство провел в Бретани, посвящая все свободное время путешествиям под парусами вдоль побережья. В период Второй мировой войны стал участником французского Сопротивления, был схвачен гестапо и заключен в концлагерь. В то время ему было всего 20 лет. Он пробыл полтора года в Бухенвальде и Маутхаузене и был освобожден только в 1945 году. Во время заключения Сатпрем испытал глубокие трансцендентные переживания. «Все потеряло свою ценность, не оставалось абсолютно ничего, все во мне было разрушено, разбито, уничтожено...», — вспоминает Сатпрем. В этой атмосфере «непрерывного, сплошного ужаса» ему открылись «бескрайние внутренние просторы» и «сила, которая помогла выстоять». Не ощущая никакой реальности во всем, что окружало его в послевоенной жизни и не видя никакого смысла ни в семье, ни в работе, ни в карьере, ни в бизнесе, — «Что еще мог предложить мне Запад?» — он отправляется в путешествие. Сначала в Египет, а затем в Индию, где он впервые увидит Шри Ауробиндо, но не останется в его ашраме» ... поскольку любые стены казались мне тюрьмой». Затем он уезжает в Южную Америку, где проводит целый год в джунглях Гвианы, что послужило ему впоследствии материалом для написания первого романа «Золотоискатель». Затем — в Бразилию, оттуда — в Африку. В 1953 году Сатпрем вернулся в Индию и стал нищенствующим саньясином (бродячим монахом), практикующим тантризм (его впечатления и переживания того времени легли в основу второго романа «Телом земли»). Встреча с Матерью, спутницей Шри Ауробиндо, в корне изменила его жизнь: «Мать покорила меня», — вспоминает Сатпрем. Он полностью отдает себя служению Матери и Ашраму. Шри Ауробиндо он посвящает свою первую работу «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания», а затем и вторую книгу, написанную в том же духе — «На пути к сверхчеловечеству». В течение девятнадцати лет Сатпрем находится рядом с Матерью (это она дала ему имя Сатпрем, то есть «тот, кто умеет истинно любить»), став ее доверенным лицом и свидетелем многочисленных личных встреч и бесед. Впоследствии по этим записям он составит «Агенду Матери» — интереснейший документ в 13-ти томах, известный так же, как «Хроника супраментального воздействия на Землю». Длительное общение с Матерью дало толчок к написанию трилогии о ней: «Божественный материализм», «Новый вид» и «Мутация смерти», а также художественной повести «Гринго», действие которой разворачивается в джунглях. В своей последней работе «Разум клеток» Сатпрем представил суть открытия Матери: взгляд на эволюцию человека и изменение генетической программы, а также новое видение смерти. В настоящее время Сатпрем не поддерживает активных социальных контактов, не занимается общественной или литературной деятельностью, живет в Нилгири, полностью посвятив себя продолжению той работы, которая была начата Шри Ауробиндо и Матерью. В начале девяностых по Российскому телевидению был показан фильм-интервью с Сатпремом «Человек, а что за ним?», снятый итальянскими операторами.
Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.
Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!
Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!
Телефоны: +7 (495) 785-88-10 (многоканальный)
Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>