2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале. Тел.: +7 (495) 785-88-10 (мн.)
2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале.
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |
  Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа).
Оформление визы в Индию >>>  

Туризм и отдых

Туры в Индию

База отелей Индии

Визы в Индию

Авиабилеты в Индию

Путеводитель по Индии

Фотографии Индии

Достопримечательности Индии

Недвижимость и аренда вилл

Гоа (Goa)

Керала (Kerala)

Индийское искусство

Религии Индии

История Индии

Статьи об Индии

Вопросы и ответы

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Туры во Францию


Rambler's Top100

Вступление в нирвану

ПЕЧАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ ЖИЗНИ ШАКЬЯМУНИ. Обстоятельства смерти Шакьямуни, или, как принято говорить, его уход в нирвану, описаны в Махапаринирвана-сутре. Наше знание о просветлении Шакьямуни основано на его высказываниях; об уходе учителя в нирвану повествуют его ученики.

Спустившись с Пика Коршуна, что на окраине Раджагрихи, Шакьямуни в сопровождении верного Ананды и 500 учеников отправился на север. Земное прочерчивание Будды закончилось в землях племени маллов, в окрестностях Кушинагары, в садовой роще. Предание повествует о шести последних месяцах земной жизни Будды, вплоть до его ухода из мира, а также описывает обряд кремации и то, как прах учителя был поделен между учениками. Отметим, что еще перед последним путешествием Просветленного произошли два события, повергшие Шакьямуни в великую печаль. Одним из них была смерть двух его учеников - Шарипутры и Маудгальяяны, вторым огорчительным обстоятельством было порабощение племени шакьев.

Роль Шарипутры и Маудгальяяны была такова, что в одном из древних джайнских текстов главой общины буддийских монахов назван не Шакьямуни, а Шарипутра. В последние годы жизни Будда доверял им настолько, что позволил проповедовать и толковать свое учение. И когда община переживала свой первый серьезный кризис - раскол, спровоцированный Девадаттой, Шакьямуни поручил Шарипутре и Маудгальяяне примирить враждующие стороны. Он никогда не называл имени своего преемника, но, возможно, самыми достойными кандидатами считал именно этих двух своих учеников.

К величайшей скорби Шакьямуни, смерть этих замечательных мужей была преждевременной: Шарипутра умер в родной деревне Нарака, Маудгальяяна был убит брахманом, когда собирал подаяния для общины. Некая таинственная нить связала судьбы верных друзей, и смерть настигла их почти одновременно. Рассказывая о безмерной скорби Шакьямуни по поводу кончины его любимых учеников, легенда приводит слова самого Будды: “Смерть унесла Шарипутру и Маудгальяяну, и мир кажется мне пустым и холодным”. Печаль Будды была столь же велика, как и его любовь ко всем ученикам. Каждому из них казалось, что сердце Будды плачет о нем. Но Шакьямуни был выше мирской печали; удвоив усилия, он укреплял дух и жизнестойкость своих учеников словами: “О чем скорбите вы и печалитесь? Разве со смертью Шарипутры погасло Солнце и Земля обратилась в прах?”

Жизнь непредсказуема и изменчива. Порой она является для людей бурным морем испытаний. И только непоколебимая вера и мужество помогут кораблю человеческой жизни достичь заветного причала. Такова концепция буддизма, и Шакьямуни стремился к тому, чтобы его последователи, давшие обет проповедовать Закон, твердо верили в это. Будда предчувствовал расставание с феноменальным миром, зная, что недалек тот час, когда его ученики осознают себя покинутыми.

Жизнь Будды была полна драматизма, и даже последние годы не принесли ему успокоения. Почти одновременно со смертью Шарипутры и гибелью Маудгальяяны он узнал о порабощении государства шакьев новым правителем Кошалы, царем Видудабхой.

Падение царства шакьев имело свою предысторию. Как мы знаем, еще до отречения Шакьямуни от престола царство Кошала укрепило свое могущество и особенно возвысилось во время правления царя Пасенади. Желая поднять престиж династии, Пасенади задумал взять себе в жены девушку из очень древнего и знатного рода племени шакьев. Царский клан шакьев, гордый и самолюбивый, не был расположен к правителю Кошалы, считая его выскочкой. Но, будучи вассалами сильного соседа, шакьи не могли воспрепятствовать сватовству. И тогда правитель шакьев придумал двусмысленную шутку: Пасенади отдали в жены незаконнорожденную дочь царя. Ничего не подозревающий, Пасенади пышно отпраздновал свадьбу, и в должное время на свет появился наследник, упомянутый выше царевич Видудабха.

Возмужав, Видудабха стал грубым и неистовым человеком, с жестоким сердцем и холодным рассудком. Всем своим существом он ненавидел шакьев за нескрываемое презрение и насмешки над его сомнительным царским происхождением. Получив образование в Капилавасту, Видудабха ждал возможности расправиться со своими недругами. Воспользовавшись благоприятным моментом, Видудабха захватил власть в стране. Его отцу, царю Пасенади, было в то время 80 лет. Подавленный произошедшим, он отправился за помощью в Раджагриху к властителю Магадхи Аджаташатру, но в пути его настигла смерть. Как мы видим, жизнь сурово обошлась с обоими царственными покровителями Шакьямуни. И Пасенади, и Бимбисару в старости постигла одинаковая участь - вероломство и жестокость собственных сыновей.

Захватив отцовский трон, Видудабха во главе многочисленного войска выступил в поход против шакьев. Во время первого похода он встретил Шакьямуни, проповедовавшего в родных местах. Будде удалось убедить мстительного правителя не нарушать границы царства шакьев. Несколько раз могущественное слово Просветленного отводило угрозу порабощения соотечественников. Но чаще всего человек, сознание которого пропитано ядом ненависти и властолюбия, стремится разрушить все вокруг, не сознавая, что одновременно он уничтожает ростки истинного счастья в собственной душе. Шакьямуни сознавал обреченность своей родины, предугадывая ее печальный конец. Так и случилось. Как только Будда отправился в новые странствия, Видудабха вторгся в пределы государства шакьев и стер его с лица земли.

Читая об этих событиях тысячелетней давности, мы видим, какая темная аура окружала великого учителя в последние годы жизни. Снова и снова в драматических коллизиях его судьбы проявлялось непостоянство жизни, которое он постиг в момент своего просветления и суть которого стремился объяснять окружающим до последнего вздоха.

ПОСЛЕДНЕЕ СТРАНСТВИЕ. После падения царства шакьев Будда возвратился в Раджагриху и оставался там некоторое время. Обычно в Раджагрихе он находил приют в монастыре “Бамбуковая роща”; по окончании сезона дождей Шакьямуни отправлялся на гору Гридхракута- Пик Коршуна, где предавался религиозной практике в окружении учеников.

Пик Коршуна - гора не очень высокая, и восхождение на нее не было для него слишком затруднительным. Именем своим гора была обязана вершине, очертания которой напоминали гордый профиль птицы. Склоны ее каменистые, поблизости бьет горячий источник - редкость для Индии, а с вершины открывается величественная панорама густых лесов. Это было идеальное место для медитации. Именно здесь Будда провозгласил миру свое учение, запечатленное в Сутре о Цветке Лотоса, отсюда он отправился в последнее странствие.

Шакьямуни уже исполнилось 80 лет, но он продолжал проповедовать Закон; этот факт и по сей день вдохновляет его последователей. Целеустремленность и чистота помыслов позволили Будде сохранять бодрость и силу духа до глубокой старости. Но тело его становилось дряхлым, истощенным, и он сам видел это. Один из текстов приводит слова Шакьямуни, обращенные к сопровождающему его в последнем странствии Ананде: “Я стар и немощен, Ананда; мой земной путь близится к концу, и дни мои сочтены, ибо мне уже 80. Я, как разбитая телега, ползу, скрипя, по пыльным дорогам жизни”.

От Пика Коршуна он проследовал к селению Потали, там переправился через Ганг и оказался в землях ваджей. Как обычно, он проповедовал Закон, и сердца многих людей открывались его учению.

Шакьямуни проповедовал в лесу, на окраине Вайшали, столицы царства Ваджи. Этот лес принадлежал распутнице Амбапали, принявшей буддийскую веру. Узнав, что в ее лесу остановился Будда, она поспешила ему навстречу. В знак почтения Амбапали предложила Шакьямуни разделить с ней трапезу. Он согласился, проявив к Амбапали такое же уважение, как и к аристократам, которые пришли его приветствовать. Позже один из знатных мужей также пригласил Шакьямуни на трапезу, но он ответил отказом, объяснив, что принял приглашение Амбапали. На другой день Шакьямуни пришел в дом к Амбапали и после трапезы долго разговаривал с ней. Женщина, восхищенная мудростью Будды, пожертвовала общине свой лес и дом.

Шакьямуни в сопровождении Ананды удалился в монастырь “Бамбуковая роща”, чтобы переждать сезон дождей. Другие ученики тоже разошлись в поисках пристанища. В монастыре Шакьямуни тяжело заболел, болезнь сопровождалась жестокими страданиями, и только сила воли и неудержимое стремление проповедовать Закон помогли Будде справиться с ней. Встревоженный Ананда не знал, как облегчить мучения учителя. Впрочем, некоторые тексты утверждают, будто Ананда был спокоен и уверен в том, что Шакьямуни не покинет этот мир до тех пор, пока не оставит указаний своим ученикам и общине,

Чувствуя приближение смерти, Шакьямуни обратился к любимому ученику со словами: “Что еще ждет от меня община, Ананда? Я учил Закону, не делая различий между явными и тайными сторонами учения. Просветленный учитель никогда не уподобится наставнику, который скрывает что-то от своих учеников”. Об общине он сказал: <Если кто-то думает: “я поведу за собой сангху” или “сангха зависит от меня”, то пусть он и дает указания бхиккху. Но Татхагата так не думает>. Эти слова подводят итог всей земной жизни Будды. Он назвал себя лишь одним из членов сангхи, ищущим истину наравне с остальными. Он стремился ослабить в душах своих учеников чувство зависимости от учителя, ибо, как считал Будда, нет более великого наставника, чем Закон.

Почувствовав приближение смерти, Будда оставил общине следующее наставление: “Итак, вы должны стать островами для самих себя. Найти в себе прибежище. Искать пристанище должно не где-либо вовне себя. Держитесь Закона как острова и не ищите прибежища в чем-нибудь помимо себя”. Эти слова пронизаны высоким духом учения, в них заключен призыв - полагаться на самого себя. Человеческая “самостность” представляется нам песчинкой, беспомощно мечущейся в бесконечном пространстве Вселенной. Но Будда говорит не о том “внутреннем”, которое меняется под влиянием обстоятельств обыденной жизни, но о том, которое открыло в себе Закон, постигло его суть и возвысилось до осознания себя неотъемлемой частицей единого мира. Только поняв это, человек становится способен посвятить свою жизнь людям.

Буддизм стремится очистить сознание человека, сделать его ясным, как зеркало, в незамутненной поверхности которого отражается окружающий мир. В поисках истины человек опирается на глубокое понимание сути Закона, ибо этот Закон является средством совершенствования его самого. Думается, так рассуждал основатель китайской буддийской школы Тяньтай, формулируя основополагающий принцип буддизма: “Учение Будды может быть реализовано только в сознании человека, который принял Закон и следует ему”.

КУЗНЕЦ ЧУНДА. Как уже говорилось, последний в своей жизни сезон дождей Шакьямуни провел в монастыре “Бамбуковая роща”. Однажды Будда, отдыхая под деревом чапала, воскликнул: “Мир прекрасен и удивителен, именно поэтому так радостно жить в нем!” Эта фраза, будучи записанной, не производит сильного впечатления, но все-таки отражает чувства, которые, должно быть, испытывал Шакьямуни, оглядываясь на свою жизнь. Нам всегда интересно, каким представляется мир тем, кто стоит на пороге вечности. Известный японский новеллист Рюноскэ Акутагава сказал перед тем, как добровольно уйти из жизни: “Природа восхищает меня как никогда, потому что я смотрю на мир в последний раз!”

Шакьямуни видел вокруг себя ту же красоту, что и Акутагава, но в его словах нет печали и сожаления по поводу неизбежности расставания с жизнью. Скорее, это удовлетворенность, осознание того, что его земная жизнь не была напрасной. Шакьямуни было суждено уйти из жизни умиротворенным, как это происходит с истинными мудрецами.

Шакьямуни в сопровождении Ананды продолжал свое странствие на север. Они миновали несколько селений и остановились отдохнуть в манговой роще близ деревушки Пава. Эта роща принадлежала кузнецу Чунде. Чунда радушно встретил Шакьямуни, как зачарованный слушал он проповеди учителя. Растроганный и преисполненный благодарности за уважительное отношение к себе, Чунда предложил Будде разделить с ним трапезу. Кузнец приготовил особенное кушанье с грибами. Шакьямуни благосклонно принял угощение и беседовал с хозяином так обходительно, словно тот был царевичем или брахманом. К несчастью, через некоторое время Шакьямуни почувствовал острую боль в желудке и вскоре слег.

Взволнованный случившимся, Ананда стал бранить Чунду, но Шакьямуни остановил его словами: “Чунде воздается добром за предложенную от чистого сердца трапезу, ведь он не повинен в том, что угощение усугубило мою болезнь”. Шакьямуни предвидел, что люди непременно осудят кузнеца, и хотел предотвратить несправедливые обвинения.

ПАРИНИРВАНА. Несмотря на мучительные боли, Шакьямуни настаивал на продолжении путешествия. Верный Ананда не оставлял своего учителя ни на минуту. Но преклонный возраст и болезнь не позволили Будде пройти дальше Кушинагары, где он сделал последнюю остановку в этом мире.

Город Кушинагара раскинулся к юго-востоку от Капилавасту. Там, в садовой роще, в тени раскидистых крон деревьев, для него устроили ложе. Шакьямуни вполне понимал свое состояние. Он попросил Ананду оповестить жителей Кушинагары о том, что Будда стоит на пороге вечности. Люди из племени маллов пришли попрощаться с Татхагатой. Среди них оказался один монах, который попросил разрешения быть допущенным к Просветленному. Он хотел задать Будде несколько вопросов. Встревоженный, Ананда хотел отказать ему, и между ними возник спор. Услышав их перебранку, Шакьямуни сделал знак, чтобы монах подошел к нему. Ответив на все его вопросы о Законе, Будда принял его в общину.

Затем Шакьямуни обратился к людям, стоявшим вокруг него, со словами: “В этом мире все бренно, кроме истинного понимания. Неустанно стремитесь к собственному совершенству”. Так до последнего вздоха Шакьямуни продолжал открывать смысл Закона.

К полуночи того же дня произошло то, что называется в буддизме паринирвана, или “конечная” нирвана. В Японии ежегодно 15 февраля отмечается день ухода Будды в нирвану. Эта дата взята из легенды, согласно которой просветление Шакьямуни и его уход в нирвану произошли на исходе ночи месяца полнолуния вайшакха. Один из текстов приводит следующее описание момента ухода Будды: “На садовых деревьях неожиданно распустились цветы. Ветви деревьев печально склонились над Татхагатой. Небеса распахнулись, и на землю пролился дождь лазоревых лепестков. Они укрыли тело Татхагаты, как будто воздавая ему последние почести... И мир стал подобен разрушенной горе, вершину которой поразил удар молнии; мир осиротел словно небосклон, оставшийся без Светила”, Так гласит предание. Это был конец жизни великого человека, осененного нежностью, покоем и гармонией Вселенной. Скорбящие ученики устроили погребальный костер, и через семь дней после смерти тело Будды было кремировано. Его прах, как священную реликвию, разделили между собой ученики и последователи.

Только после смерти выдающегося человека мы задаемся вопросами: жил ли он ради собственной славы или посвятил себя поиску вечных истин бытия, подлинного счастья всего человечества? Шакьямуни, без сомнения, принадлежал к числу избранных, которые несли новое духовное знание всему человечеству. Его учение не исчезло в веках, а бережно сохранялось и передавалось от сердца к сердцу последователями буддизма. Впрочем, эта большая и сложная тема нуждается в отдельной разработке. История буддизма продолжается. Я попытался рассказать лишь о его истоках, о земном пути основателя этого великого учения.

Источник: http://buddhism.org.ru

2INDIA.RU - главная страница сайта

Туры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии

Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии


1. Туристическая компания «ТурПлюс»

Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!

Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!

Телефоны:
+7 (495) 785-88-10 (многоканальный)

Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>

2. Туристическая компания «Мир странствий»

Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.

Телефоны:
+7 (495) 783-80-20 (мн.),
+7 (495) 782-32-85 (мн.)

Сотрудничество, общие вопросы по Индии: info@2india.ru

Контактная форма:

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

Имя *
E-mail *
Ваши пожелания, вопросы *
Ваши заявки обрабатывают сотрудники туристической компании «ТурПлюс»
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |