2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале. Тел.: +7 (495) 785-88-10 (мн.)
2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале.
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |
  Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа).
Оформление визы в Индию >>>  

Туризм и отдых

Туры в Индию

База отелей Индии

Визы в Индию

Авиабилеты в Индию

Путеводитель по Индии

Фотографии Индии

Достопримечательности Индии

Недвижимость и аренда вилл

Гоа (Goa)

Керала (Kerala)

Индийское искусство

Религии Индии

История Индии

Статьи об Индии

Вопросы и ответы

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Туры во Францию


Rambler's Top100

Становление буддийской общины

ПУРНА, КАТЬЯЯНА И СУБХУТИ. В числе десяти главных учеников Шакьямуни были также Пурна, Катьяяна и Субхути. Пурна прославился своим красноречием, которое он проявлял, объясняя основные принципы буддийского учения. Люди называли его “первейшим в ораторском искусстве и наставлениях”. В прошлом зажиточный и преуспевающий купец, Пурна жил в портовом городе, к северу от современного Бомбея. Город находился довольно далеко от районов Центральной Индии, где проповедовал Шакьямуни. Однажды Пурна встретился с купцами из Саваттхи, столицы царства Кошала. Они были наслышаны о деловитости Пурны и о его безупречной репутации. Купцы пригласили его присоединиться к ним, рассчитывая, что богатый опыт Пурны в торговых делах поможет им получить большую прибыль. Пурна согласился, и они отправились в далекий путь.

Купцы из Саваттхи были буддистами. В пути они строго соблюдали религиозные обряды; скорее всего, это было чтение наставлений Шакьямуни. Пурна заинтересовался их верой, и купцы поведали ему о Шакьямуни и его учении. Пурна был взволнован до глубины души. По прибытии в Саваттху Пурна услышал проповеди из уст Будды, и это побудило его вступить в общину.

В последующие годы Пурна стал самостоятельно проповедовать Закон, и ему пригодился тот жизненный опыт, который он накопил в свою бытность купцом. Он обладал способностью угадывать мысли людей, с которыми его сводила судьба. Возможно, своеобразие проповеди Пурны заключалось в том, что, выросший среди простого люда, сам зарабатывавший себе на жизнь, он находил простые и убедительные слова для объяснения учения Будды.

“Первейшим в толковании речей Будды” считали Катьяяну. Так же как и Пурна, он принял буддизм в Саваттхи. Катьяяна, брахман из города Удджайн, столицы царства Аванти, был советником правителя в религиозных вопросах. Мы не знаем, бывал ли Шакьямуни в царстве Аванти, расположенном на западе Центральной Индии. Но название этого царства часто встречается в сутрах и других буддийских сочинениях. Можно предположить, что эти упоминания связаны с проповеднической деятельностью Катьяяны, который был первым буддистом в Аванти. Ему посчастливилось услышать слово Будды в монастыре Джетавана, и под впечатлением проповеди он вступил в буддийскую общину. Шакьямуни отправил его в царство Аванти, и там Катьяяна обратил в буддизм царя и многих других. Катьяяна прославился как теоретик буддизма: он систематизировал высказывания Будды, придавая им ясную и лаконичную форму.

Последний из десяти главных учеников Шакьямуни Субхути - не обладал ярко выраженными способностями и талантами. С его именем не связано каких-либо историй и легенд; неясно, как он оказался в числе десяти главных учеников Будды. Впоследствии его стали называть “первейшим в понимании шуньяты” - буддийской концепции “пустотности”. В своде сутр о Праджня-парамите, где изложена эта концепция, Будда обращается к Субхути как к наиболее глубоко постигшему учение о “пустотности”. И тем не менее, в отличие от Шарипутры и Маудгальяяны, Субхути вряд ли был фигурой, достойной звания “первейшего в понимании шуньяты”.

Известный исследователь буддизма Фумио Масутани выдвинул предположение, что Субхути отличался не столько глубоким пониманием метафизических концепций, сколько уравновешенным характером. Субхути был племянником Судатты, богатого купца, который пожертвовал буддистам монастырь Джетавана в Саваттхи. Собственная роль Субхути в деятельности общины была весьма скромной. Возможно, среди блестящих, обладающих сильным характером учеников Шакьямуни терпимый и мягкий в обращении Субхути служил примером скромности и внутреннего спокойствия.

Суммируя сведения, почерпнутые в древних преданиях и легендах, мы можем констатировать несхожесть характеров десяти главных учеников, разнообразие их дарований и различие сфер их деятельности. Основываясь на всеобъемлющем понимании человеческой природы, Шакьямуни как истинный духовный наставник развивал потенциальные возможности своих учеников и использовал их разнообразные таланты, склонности и пристрастия.

ГОРОД САВАТТХИ. Столицей могущественного государства Кошалы был город Саваттхи. В китайских переводах буддийских текстов упоминается о “трехстах тысячах жителей Саваттхи”: одна треть из них посещала проповеди Шакьямуни, еще одна треть слышала о его наставлениях, но никогда не видела самого учителя; остальные жители города никогда не слышали ни о Будде, ни о его учении. Отсюда следует, что больше половины горожан либо были буддистами, либо благосклонно относились к новому учению. Это - убедительное свидетельство сильного влияния, которое оказывала на жизнь города буддийская община.

Почему же новое учение было так доброжелательно принято в Саваттхи и получило столь широкую известность? Напомним, что поначалу Шакьямуни и его последователи сосредоточили свои усилия, пропагандируя буддизм в Раджагрихе, столице Магадхи, и лишь позднее появились в расположенном к северу от этого царства городе Саваттхи. Некоторые исследователи полагают, что буддизм получил большое распространение в Саваттхи во многом благодаря влиянию купца Судатты. Он купил у наследника престола участок земли и построил монастырь Джетавана, который стал приютом для буддийских монахов в сезон дождей. Ученики Шакьямуни проводили в этом монастыре холодное время года, и постепенно он стал своего рода центром религиозной буддийской практики.

Шакьямуни пришлось преодолеть немало трудностей, прежде чем его учение стало господствующей религией в Саваттхи. На протяжении всей своей жизни он не раз подвергался нападкам и гонениям, среди которых наиболее известны так называемые “девять испытаний”. Это - и предательство Девадатты, о котором речь пойдет ниже, и враждебные действия брахманов против общины в самом начале ее становления.

Причины преследований Шакьямуни в Саваттхи были самые различные. Несомненно, мы можем говорить о конфронтации нового учения с религиозными установлениями в царстве Кошала. И Кошала, и Магадха вышли на авансцену политической жизни Индии незадолго до рождения Шакьямуни. Обе столицы посещали главы брахманских сект, в частности “шесть небуддийских учителей”, а также странствующие аскеты и подвижники. И хотя в духовной сфере в те времена шел процесс зарождения новых идей, брахманы-традиционалисты по-прежнему пользовались уважением в придворных кругах. Конечно, роль брахманов была в некоторой степени формальной и сводилась к проведению религиозных ритуалов, тем не менее Шакьямуни столкнулся с их противодействием и явным неприятием своего учения.

Атмосфера вокруг Шакьямуни и его учеников была далеко не благожелательна. Брахманы хотели опорочить новое учение и не допустить его укрепления в Саваттхи, распространяя нелепые слухи. Так, по их наущению распутница Синка объявила себя беременной от Шакьямуни; в другой раз брахманы убили блудницу Сундари, предварительно распространив слух о ее связи с Шакьямуни и утверждая, что это убийство - дело рук буддийских монахов. Они были готовы на все ради сохранения своего влияния, но мудрость и решимость Шакьямуни помогли выдержать натиск темных сил их ненависти. Преодолевая препятствия, побеждая врагов силой разума и правды, он открывал новые возможности распространения Закона по всей стране.

Нам известна постоянная оппозиция: революция- контрреволюция. Гуманистические идеи неизбежно сталкиваются с разнообразными нападками со стороны господствующих сил общества. Своим широким распространением в Саваттхи буддизм был обязан мудрости и мужеству Шакьямуни и его учеников.

Я хочу привести еще один рассказ, демонстрирующий враждебное отношение к новым идеям со стороны традиционных религиозных групп. В Саваттхи жил брахман, поклонявшийся богу огня Агни. Он был догматиком во всем, что касалось сословного и кастового устройства общества. Увидев Шакьямуни, собирающего подаяние, он обозвал его “грязным низким попрошайкой”. Так он поступал всегда, встречая монаха-небрахмана. Шакьямуни ответил на эту брань словами: “Никто не рождается брахманом. Никто не рождается неприкасаемым. Неприкасаемым и брахманом делают человека его поступки”.

Мы видим, что еще 25 веков тому назад буддизм провозглашал этические нормы, которые актуальны и по сей день. Подлинная ценность личности, богатство индивидуальности определяется не тем, к какому сословию относится семья, в которой человек родился, а его образом жизни и духовностью.

Некоторые исследователи отмечают, что Шакьямуни не признавал сословного и кастового деления, сложившегося в индийском обществе. Почему же он не пытался разрушить традиционную систему отношений? Недоумение по этому поводу порождается непониманием истинного предназначения Будды. Не надо забывать, что Шакьямуни не был бунтарем или реформатором, стремившимся к изменению внешних форм жизни. Идеи, провозглашенные им, должны были изменить внутренний мир человека. Они помогали понять природу зла, угнетающего человечество, и предлагали конкретные пути избавления от страданий.

Буддизм предложил универсальную систему истин и этических ценностей, значение которой является, по сути, вневременным.

Нам свойственно соотносить выдающуюся личность с той эпохой и тем общественным строем, в которых она жила. Подобный подход к Будде - Просветленному - да и к другим великим религиозным лидерам несостоятелен. Личности такого масштаба не предлагают решения актуальных политических и социальных вопросов, а осмысливают вечные проблемы бытия.

Шакьямуни открыто высказывал неприятие традиционных сословных и кастовых различий и поэтому провозгласил принцип строгого равенства между членами буддийской общины. Для него не имело никакого значения, был ли человек в прошлом брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой. Монахи, объединившиеся в братство, были абсолютно равны. Это можно рассматривать как проект возможного реформирования индийского общества.

Сохранилось немало рассказов о деятельности буддистов в Саваттхи. Один из них повествует о Мригара-матри. Эта женщина родилась в семье зажиточного мирянина в царстве Анга и получила имя Вишакха. Еще в молодости услышала она проповеди Будды и всем сердцем приняла его учение. Позднее Вишакха вышла замуж за богатого купца из рода Мригара, жившего в Саваттхи. В день свадьбы родители жениха пригласили в дом 500 обнаженных аскетов-брахманов, чтобы придать празднеству большую торжественность. Невеста воспротивилась этому, и брахманов пришлось отослать. Вишакха поведала жениху и его родственникам о том, что слышала из уст Будды. Все они приняли новое учение.

Приведенный рассказ свидетельствует, что Вишакха безусловно была женщиной неординарной, наделенной способностью убеждать людей. Впоследствии родственники мужа стали уважительно именовать Вишакху Мригара-матри (санскр. матри - “мать”), подчеркивая ее авторитет в вопросах религии.

Жители Саваттхи также называли ее Мригара-матри. Преисполненная чувства благодарности Будде, Мригара-матри принесла в дар общине небольшое здание, которое позднее стали называть “Обителью Мригара-матри”.

Поддержка буддийской общины такими ревностными сторонниками новой веры, как Судатта и Мригара-матри, со временем помогла преодолеть противостояние брахманов и продолжить проповедь буддизма среди жителей Саваттхи. Этому способствовало также обращение в новую веру царя Пасенади, правителя Кошалы, ставшего одним из могущественных покровителей Шакьямуни.

Традиционно в Древней Индии высшим почетом пользовались цари и жрецы-брахманы. Любовь и уважение, которыми был окружен Шакьямуни, превосходили почести, оказываемые царственным особам. Пасенади оценил это, и вскоре в его душе зародилось благоговение перед Буддой, ибо проповедь Просветленного привлекала сердце и ум сильнее, чем власть и богатство.

Хочу привести историю обращения в буддизм жестокосердного разбойника Ангулималы. В китайских текстах его именуют Чжимань, что дословно означает “ожерелье из пальцев”, т. е. “украшение” из отрубленных пальцев,

Будущий разбойник родился в семье брахмана и получил традиционное образование. Случилось так, что Ангулимала был обманут своим учителем и его женой. Это толкнуло юношу в бездну порока; он стал разбойником и убийцей, злодеяния которого наводили страх на мирных жителей. Повстречавшись с Буддой, Ангулимала решил напасть на него. Будда явил свою мистическую силу и одержал верх над разбойником, ибо велика была его решимость спасти падшего от влияния демонов зла. Ангулимала внял проповеди Будды, что доказывает величайшее могущество сострадания и милосердия Просветленного. Мы можем утверждать, что истинная вера не только приносит успокоение душе, но и является величайшей силой, которая служит высокой цели освобождения человека от страданий.

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИНОЙ. Монастырь Джетавана стал местом собраний и религиозной практики буддийской общины - сангхи; ее влияние распространилось далеко за пределы Саваттхи и Раджагрихи. Новое учение набирало силу в Сакете, Бенаресе, Вайшали, Косамби и Удджайне, расположенных главным образом в Центральной Индии, вдоль караванных путей, по среднему течению реки Ганг. В этих городах жители оказывали поддержку Шакьямуни и его ученикам, хотя и не так активно, как в Саваттхи. Частные лица пожертвовали общине несколько монастырей: Саптапарна-гуха (“Пещера семи листьев”) в Раджагрихе, где позднее был проведен первый Собор, “Великий лес” недалеко от Вайшали и “Оленью рощу” в Бенаресе. Принявших буддизм становилось все больше, учение Будды покоряло сердца людей.

Первоначально сангха была братством монахов. Затем возникли общины монахинь и буддистов-мирян, мужчин и женщин. Таким образом, сангху составляли четыре группы: бхиккху, или монахи, бхиккхуни, или монахини, упасака - буддисты-миряне и упасика - буддистки-мирянки. Необходимо было разработать и принять устав, регламентирующий жизнь общины.

Имеющиеся источники содержат внушительный свод предписаний, состоящий из 250 правил для монахов и 500 - для монахинь. Думается, что при жизни Шакьямуни устав не был таким объемным, хотя, несомненно, ритуалы посвящения в монахи и монахини, различные торжественные церемонии и религиозные обряды были разработаны в деталях. Жизнь монахов состояла из практики углубленной медитации (дхьяна) и постоянного стремления к постижению мудрости (праджня), им предписывалось выказывать высочайшее уважение так называемым “трем сокровищам буддизма”: Будде, Дхарме и сангхе. Для буддистов-мирян были установлены уже упоминавшиеся пять главных заповедей: не причиняй вреда живым существам; не бери то, что не дано; воздерживайся от дурного поведения, внушенного влиянием страстей; избегай лживых речей; не употребляй алкоголя. Это - этические нормы поведения, а религиозная практика для мирян заключалась, вероятнее всего, в постоянном размышлении о Законе и стремлении к самосовершенствованию.

Маловероятно, что Шакьямуни, читавший в сердцах людей и терпеливо разъяснявший суть своего учения, был автором таких предписаний для монахов и монахинь. Скорее всего, последователи Будды выработали их после того, как Просветленный покинул земной мир и перешел в нирвану. Они полагали, что таким образом удастся поддержать необходимую дисциплину в буддийской общине.

Этот громоздкий свод правил стал причиной превратного представления о буддизме как религии, которая требует от верующих соблюдения строгих запретов и неукоснительного послушания. Это противоречит и образу Шакьямуни, и стилю его проповедования. Он никогда не принуждал людей к отказу от всех мирских желаний, напротив, советовал всегда руководствоваться здравым смыслом. Шакьямуни предостерегал от крайностей как гедонизма, так и сурового аскетизма, провозглашал принцип “срединного пути”, которому следовал всю жизнь.

В то время, когда Шакьямуни начал проповедовать Закон, участие женщин в жизни общины категорически отвергалось. Позднее Ананде удалось изменить это положение, и первой в сангхе женщиной стала Махапраджапати, родная тетка Шакьямуни, в детстве заменившая ему мать. Каково же было отношение Шакьямуни к женщинам? Ответить однозначно на этот вопрос - трудно. В проповедях Будды мы не находим рассуждений о прекрасной половине человечества, прямых или косвенных указаний на его иное, чем к мужчинам, отношение.

Вот некоторые высказывания Будды по поводу обязанностей супругов. Жена, учит он, должна умело вести хозяйство, с уважением относиться к друзьям и знакомым мужа, быть приветливой и сохранять целомудрие. В обязанности мужа входит соблюдение супружеской верности, нежное и обходительное обращение с женой. Муж должен заботиться о своей жене, наряжать и украшать ее, доставляя ей радость и удовольствие. Можно ли из этих слов сделать вывод о предубеждении Шакьямуни против женщин? Нет, его взгляды на роль жены в супружеском союзе разумны и благородны.

Представляется необходимым напомнить, что в Древней Индии женщины считались существами “второго сорта”, даже в зажиточных семьях к ним относились немногим лучше, чем к рабам, особенно если они переставали рожать детей. А если в семье не было сына-наследника, муж имел право развестись со своей женой. Поэтому в обществе, которое подчеркивало превосходство мужчин, взгляды Шакьямуни были нетрадиционными и безусловно прогрессивными.

И все же Шакьямуни возражал против принятия в общину женщин. Возможно, он хотел оградить своих учеников от соблазна, возникающего при общении мужчин и женщин в обыденной жизни. Главным для Шакьямуни оставалось стремление помочь тем, кто отказался от мирских благ во имя постижения сокровенной истины, во имя достижения такого же высокого уровня прозрения, какого достиг он сам. Путь к вершинам мудрости тернист и труден, он требует от человека ясности мышления и непоколебимой силы духа. Именно поэтому Шакьямуни считал, что все усилия вступивших в братство должны быть подчинены единственной цели - постижению Закона.

В буддийских текстах нередко женщины упоминаются как “воплощения животного духа” или “причина пяти препятствий”. Можно предположить, что эти определения сформулированы буддийскими наставниками, чтобы оградить молодых монахов от дурного влияния женщин. Индийская литература того времени рисует женщин сластолюбивыми и сварливыми существами. Кроме того, приниженное положение женщин в семье не способствовало проявлению лучших качеств их натуры. И все-таки в конце жизни Шакьямуни счел возможным разрешить женщинам вступать в сангху, считая реальной возможность достижения ими подлинного счастья через глубинные преобразования их естества.

С точки зрения буддийского учения женщина не менее способна к религиозной жизни, чем мужчина. Древние тексты буддизма махаяны, особенно Сутра о Цветке Лотоса, определенно говорят о том, что и женщины могут достичь состояния будды. Это мысль Шакьямуни. Новый этап развития сангхи начался после вступления в общину родной тетки Шакьямуни - Махапраджапати. Число монахинь постепенно возрастало. Самыми знаменитыми из них были Кхема, жена царя Бимбисары, которую прозвали “мудрейшей из мудрых”, Упиалаванна, дочь купца из Саваттхи, и Даммадина, считавшаяся “первейшей в искусстве проповедей”.

ПРОТИВОБОРСТВО ДЕВАДАТТЫ С БУДДОЙ. Опишем драматические события, известные как противоборство Девадатты с Буддой. Что заставило Девадатту восстать против своего учителя?

Как упоминалось ранее, он принадлежал к знатному роду и вместе с другими представителями племени шакьев принял буддизм. Их побудила к этому проповедь Шакьямуни в городе Капилавасту. Девадатта приходился двоюродным братом Шакьямуни и родным братом Ананде любимому ученику Будды. Братьям было около 30 лет, они были вдвое моложе своего великого учителя. Девадатта и другие новообращенные буддисты привнесли в жизнь общины бодрость и оптимизм, свойственные молодости.

Однажды Шакьямуни отправился в Косамби, что на востоке Индии. Он бывал там не единожды, это посещение Косамби происходило через 30 лет после достижения им просветления. Доселе бесхитростный и углубленный в религиозные искания, Девадатта поддался порывам страстей, выразившимся в желании богатства и славы. Пламя честолюбия нередко сжигает ум и душу человека, так и Девадатта не смог устоять против искушения.

Девадатта вступил в сговор с Аджаташатру, сыном царя Бимбисары. Зная, что царевич жаждет власти и негодует против Бимбисары, что тот не отдает бразды правления государством, Девадатта вошел к нему в доверие и обещал свою поддержку. Аджаташатру в благодарность преподносил Девадатте богатые подарки; это возбуждало зависть других монахов. Узнав об этом, Шакьямуни упрекнул учеников в постыдной слабости и напомнил им, что жажда славы и богатства несовместима с высокими принципами буддийского учения. Шакьямуни предвидел, что подношения, которые царевич делал Девадатте, развратят его и сделают орудием зла.

Мы видим, что уже тогда Шакьямуни были понятны истинные мотивы поведения Девадатты. Зависть, испытываемая к Будде, порождала ненависть и злобу в его душе. Обуреваемый страстями, Девадатта потребовал, чтобы Шакьямуни добровольно передал ему руководство сангхой. Это произошло в присутствии многих учеников Будды. Шакьямуни резко отказал Девадатте, заявив во всеуслышание, что управление общиной не доверил бы даже таким выдающимся ученикам, как Шарипутра и Маудгальяяна. Назвав Шарипутру и Маудгальяяну “пылающими факелами мудрости”, а заурядные способности Девадатты сравнив с “тусклым мерцанием ночного светильника”, Шакьямуни задел больное самолюбие Девадатты. Разъяренный Девадатта, будучи не в силах совладать с собой, решился на противоборство с Буддой, чтобы покончить с ним навсегда.

Первым шагом Девадатты было содействие в мятеже Аджаташатру против царя Бимбисары, который, как известно, был влиятельным покровителем Шакьямуни и приверженцем его учения. По одной версии, Аджаташатру бросил отца в темницу, где тот умер от голода, а сам занял престол Магадхи. По другой версии, Бимбисара, узнав о неудержимом стремлении сына к власти, добровольно отрекся от престола. Новоиспеченный правитель Магадхи, обретя желаемое могущество, стал покровительствовать Девадатте.

Следующим в ряду злодейств Девадатты было покушение на жизнь Будды. Девадатта уговорил Аджаташатру подослать к Шакьямуни наемных убийц. Однако злодеи при виде Просветленного благоговейно пали к его ногам. После того как попытка убийства провалилась, Девадатта решил сам убить Будду. В тот момент, когда Шакьямуни занимался медитацией на горе Гридхракута - Пике Коршуна, Девадатта сбросил ему на голову камень. К счастью, камень лишь краем задел Будду, поранив ему ногу. Еще одна легенда рассказывает, что Девадатта выпустил бешеного слона на ту улицу, по которой шел Шакьямуни, собирая подаяния. Но бешеный слон, смиренный присутствием Будды, был укрощен, не причинив вреда Просветленному.

Самым большим злодеянием Девадатты была попытка посеять семена раздора в сангхе, которая до этого являла образец гармонии и единомыслия. Девадатта предложил собратьям “пять заповедей буддийского монаха” и потребовал их неукоснительного выполнения. Правила, разработанные им, гласили: (1) монахи должны жить вдали от городов и деревень; (2) принимать только скромные подаяния, отказываясь от богатых подарков; (3) ходить в лохмотьях, а не в новой одежде; (4) жить в лесу и не переступать порога жилища; (5) не употреблять в пищу мясо и рыбу. Первая из пяти заповедей была направлена против использования монастырей Джетавана, “Бамбуковая роща” и других, где монахи обычно пережидали сезон дождей. Вторая запрещала принимать значительные пожертвования, все чаще поступавшие в общину от богатых и влиятельных верующих. Девадатта убеждал монахов принять его устав, делая вид, что ратует за чистые формы подвижничества. Это был хитроумный замысел, рассчитанный на то, что Шакьямуни, выступавший против крайностей аскетизма, не одобрит нововведений. Так и случилось. И тогда Девадатта, изобразив справедливое негодование, обратился к монахам за поддержкой в этом споре с Буддой. Около 500 новообращенных, привлеченных речами Девадатты, приняли его сторону и, покинув сангху, последовали за ним в Гаясису. Это был первый раскол в истории буддийской общины.

Общеизвестно, что о человеке нельзя судить только по его словам. Зачастую властолюбцы, провозглашая свою приверженность возвышенным принципам и утверждая, что силой и чистотой веры превосходят других, на самом деле обманывают легковерных людей. Как это ни прискорбно, мы должны признать, что история человечества знает много примеров подобного коварства и лицемерия.

Играя на слабостях, свойственных человеку, Девадатта добился раскола общины. Тогда Шакьямуни направил к отступникам своих лучших учеников, Шарипутру и Маудгальяяну, которые объяснили собратьям, что в действительности стояло за призывами и поступками Девадатты. В результате 500 монахов возвратились в лоно общины. По преданию, узнав об этом, Девадатта впал в такую ярость, что у него пошла кровь горлом. От этого он умер.

Что же случилось с покровителем и сообщником Девадатты - Аджаташатру? Преступления, совершенные им, стали причиной тяжелого недуга, но искреннее раскаяние исцелило его. В дальнейшем он стал исповедовать буддизм. После смерти Шакьямуни Аджаташатру среди других продолжал распространение учения и позднее сыграл заметную роль в составлении буддийского канона. Перипетии жизни Аджаташатру описаны во многих сочинениях, и прежде всего в Махапаринирване- сутре - Сутре о Великой Паринирване.

В Сутре о Цветке Лотоса Девадатта описан не только как реальная историческая фигура. Его образ - это обобщение отрицательных качеств, присущих людям. Самомнение и алчность, честолюбие и злоба, толкнувшие Девадатту на противоборство с Буддой, являются качествами, таящимися в глубине сознания каждого человека.

Сутра о Цветке Лотоса гласит: тот, кто искренне посвятил себя возвышенной цели самосовершенствования, может достичь состояния будды, ибо источник этого состояния находится внутри человека. Это основа основ буддийского учения, помогающего каждому в осознании своей жизни и своего истинного “я”.

Источник: http://buddhism.org.ru

2INDIA.RU - главная страница сайта

Туры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии

Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии


1. Туристическая компания «ТурПлюс»

Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!

Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!

Телефоны:
+7 (495) 785-88-10 (многоканальный)

Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>

2. Туристическая компания «Мир странствий»

Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.

Телефоны:
+7 (495) 783-80-20 (мн.),
+7 (495) 782-32-85 (мн.)

Сотрудничество, общие вопросы по Индии: info@2india.ru

Контактная форма:

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

Имя *
E-mail *
Ваши пожелания, вопросы *
Ваши заявки обрабатывают сотрудники туристической компании «ТурПлюс»
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |