2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале. Тел.: +7 (495) 785-88-10 (мн.)
2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале.
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |
  Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа).
Оформление визы в Индию >>>  

Туризм и отдых

Туры в Индию

База отелей Индии

Визы в Индию

Авиабилеты в Индию

Путеводитель по Индии

Фотографии Индии

Достопримечательности Индии

Недвижимость и аренда вилл

Гоа (Goa)

Керала (Kerala)

Индийское искусство

Религии Индии

История Индии

Статьи об Индии

Вопросы и ответы

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Туры во Францию


Rambler's Top100

Будда. Община учеников

ШАРИПУТРА И МАУДГАЛЬЯЯНА. В Магадхе новую веру принял не только царь Бимбисара, но и многие другие люди; некоторым из них впоследствии было суждено сыграть значительную роль в становлении и укреплении буддийской общины. Самыми заметными фигурами были Шарипутра, Маудгальяяна и Махакашьяпа, трое из “десяти главных” учеников Шакьямуни.

Шарипутра и Маудгальяяна были родом из брахманских семей Магадхи. С детства их связывала крепкая дружба. Оба с юных лет постигали премудрости брахманизма и приобрели известность своей одаренностью. Разочаровавшись в формализме философских доктрин, они решили искать нового учителя в надежде обрести высшее знание и постичь истину. До них дошла молва о Санджае Велаттхипутте, одном из “шести небуддийских учителей”, который проповедовал в Магадхе.

Как уже упоминалось, скептик и нигилист Санджая ставил под сомнение, а то и отрицал многие основополагающие принципы брахманизма. Шарипутра и Маудгальяяна влились в ряды его 250 последователей, приступили к усердным занятиям и вскоре стали его любимыми учениками. Санджая видел в них своих преемников. Через некоторое время они вновь почувствовали горечь пустоты, порожденную скептицизмом своего учителя; их сердца стремились к светлой и позитивной истине. Друзья поклялись, что первый, кому посчастливится прикоснуться к истине, поделится своим знанием с другим.

Один из них, Шарипутра, отправившись на поиски высшей истины, встретил на своем пути Ассаджи, ученика Шакьямуни, собиравшего подаяния в Раджагрихе. Ассаджи был одним из пятерых монахов (бхиккху), перед которыми Шакьямуни произнес свою первую проповедь. Под впечатлением благородного облика Ассаджи, ощутив умиротворение, исходившее от странствующего монаха, Шарипутра осмелился спросить о его учителе и о том, какую религию тот проповедует. Ассаджи ответил, что является учеником Шакьямуни, и добавил, что вступил в буддийскую общину недавно и поэтому не сможет надлежащим образом разъяснить страждущему суть доктрин своего учителя.

Шарипутра, готовый удовольствоваться даже частичным объяснением, вновь стал просить Ассаджи рассказать ему хоть что-нибудь о взглядах своего наставника. Тронутый искренностью и настойчивостью Шарипутры, Ассаджи согласился рассказать то, что усвоил сам:

“Все сущее обусловлено причиной. Татхагата поведал об этой причине. И о том, как исчезает сущее.”

Эти слова являются формулой первой проповеди Шакьямуни. Их смысл - объяснение “закона причинности”, вечной тайны Вселенной, где все находится в постоянном движении, исчезая для того, чтобы возникнуть вновь. Будь на месте Ассаджи человек поверхностный и тщеславный, он, вероятно, попытался бы разъяснить Закон, не смущаясь недостаточностью собственного понимания. Но Ассаджи отказался от соблазна увлечь собеседника пространными рассуждениями не только из чувства преклонения перед мудростью Будды, но и опасаясь превратно истолковать его великое учение. Закон всеобъемлющ, и невозможно в одночасье постичь его глубинный смысл; этому необходимо посвятить всю свою жизнь.

Шарипутру привлекли в Ассаджи не только красноречие и ум, но и святость духа и непоколебимая вера в учителя. Вероятно, именно так должен вести себя тот, на кого возложена высокая миссия быть проводником буддийского учения. Выслушав Ассаджи, Шарипутра почувствовал, что наконец нашел ту высшую правду, которую столь долго и мучительно искал. Наделенный от природы неординарными способностями мыслителя и философа, Шарипутра уже во время первой краткой беседы с Ассаджи ощутил величие Закона. По буддийской терминологии, Шарипутра относился к категории шраваков, т. е. к тем, кто способен обрести просветление, слушая разъяснения основных доктрин учения. И потому неудивительно, что со временем среди главных учеников Шакьямуни он прославился как “мудрейший из мудрых”.

После встречи с Ассаджи Шарипутра, верный своему слову, поведал Маудгальяяне об обретенном им знании. Его друг был потрясен этим высоким откровением. И тогда они решили стать последователями Шакьямуни. Напомним, что Шарипутра и Маудгальяяна были любимыми учениками Санджаи, которым он доверил заботу о 250 своих учениках. Узнав об учении Шакьямуни, все они также решили присоединиться к буддийской общине. Санджая пытался переубедить Шарипутру, Маудгальяяну и других и воспрепятствовать их уходу. Но все было напрасно.

Это событие имело чрезвычайно важное значение, ознаменовав крушение философской школы, пользовавшейся уважением в просвещенных кругах общества. Таким было рождение новой религии, противостоящей доктринам “шести небуддийских учителей”. Ее развитие и распространение, нарушив традиционное мировоззрение, открыло людям новый уровень познания.

Исследователи буддизма полагают, что обращение Шарипутры и Маудгальяяны показало, что буддизм способен противостоять скептицизму и нигилизму, господствовавшим в философских течениях того времени. И хотя буддизм иногда понимается как религия, проповедующая смирение и даже нигилизм, обращение последователей Савджаи доказывает обратное. Разочарование в скептицизме Санджаи побудило его учеников вновь начать поиск истины, а затем принять новую веру.

По свидетельствам некоторых источников, когда Шарипутра и Маудгальяяна пришли к Шакьямуни в сопровождении 250 соучеников и попросили принять их в сангху, Будда предсказал, что эти двое станут первейшими среди его последователей. Интуитивно предвидя их будущее, Будда возлагал на них самые большие надежды, порою вызывая ревность других монахов.

Существует предание о том, как Шарипутре открылось “око Дхармы” и он обрел состояние шравака, даруемое внимающему истине. Это произошло во время беседы одного из брахманов с Шакьямуни о скептицизме. Скептик брахман доказывал, что всякая истина относительна и поэтому не существует истины абсолютной, а любая идея и философия суть субъективные умозаключения. Шакьямуни возразил, что это логическое построение противоречиво, ибо утверждение субъективности, или относительности, всякой истины провозглашает некую абсолютную основу суждений.

Этим ясным силлогизмом Шакьямуни не только опроверг суждения скептиков, довольно распространенные в те времена, но и продемонстрировал метод буддизма в решении подобных вопросов. Шарипутра не участвовал в споре, но аргументы Шакьямуни произвели на него сильное впечатление, и в этот момент он обрел просветление, Скептик-брахман признал превосходство логики Шакьямуни и стал его последователем.

Всякая новая философская система предлагает свое решение насущных проблем современности, опровергая признанные доктрины идейных противников. Система взглядов буддизма, провозглашенная Шакьямуни, развивала в его учениках способности к логическому мышлению, обоснованному изложению своих мыслей. Многие из его учеников, такие, как братья Кашьяпа, Шарипутра и Маудгальяяна, стали выдающимися мыслителями своего времени.

Не надо думать, что идеи Шакьямуни не подвергались нападкам; его обвиняли даже в разрушении устоев общества. Многие влиятельные брахманы и талантливые юноши из высокопоставленных семей Раджагрихи и других городов вступали в буддийскую общину. Враги Шакьямуни утверждали, что он “лишает родителей сыновей, жен мужей, внося разлад в семьи”. Возмущенные оппоненты вопрошали: “Кто вслед за учениками великого Санджаи будет одурманен догматами новой религии?”

Несомненно, быстрое распространение в Магадхе нового учения вызывало тревогу в среде ревностных приверженцев старых обрядов и религий. Они видели в буддизме реальную угрозу устоявшимся нормам жизни и семейным традициям. Но Шакьямуни не придавал значения подобным упрекам, считая их временными. Как он и предсказывал, обвинения против буддизма сошли на нет, а самого Шакьямуни-Будду стали почитать как выдающегося религиозного деятеля. Но это был длительный процесс. Во все времена находятся люди, пытающиеся опровергнуть или очернить истинный Закон. Проповедь Закона принесла Шакьямуни почет и славу Истинно Просветленного еще при его жизни. Но зависть и враждебность его противников выразились в так называемых “девяти великих испытаниях Будды”, о которых мы расскажем ниже. За 45 лет проповедования Закона Шакьямуни не раз сталкивался с непониманием и предубежденностью окружающих. Но и это не помешало его учению стать воистину мировой религией.

МАХАКАШЬЯПА. “Первейшим в аскетической практике” среди учеников Шакьямуни называли Махакашьяпу. Он удостоился такой чести за неустанный поиск пути, за простоту и скромность в общении. Напомним, что сам Шакьямуни отказался от строгих форм аскетики как бесполезных, но допускал практику дхуты, т. е. “мягких” аскетических предписаний, таких, как ограничения в одежде и пище, сбор подаяний. Именно их особенно прилежно соблюдал Махакашьяпа. Перед встречей с Шакьямуни Махакашьяпа, видимо, как и большинство первых учеников Будды, был последователем брахманизма. Считается, что Махакашьяпа принял буддизм после того, как ему посчастливилось услышать проповеди учителя в Магадхе. Вступив в общину, он получил новое имя: почетная приставка “маха”, т. е. “великий”, отличала новообращенного ученика от братьев Кашьяпа из Урувелы.

С именем Махакашьяпы связано много преданий, которые рассказывают о его легендарном аскетизме, силе воли, праведной жизни. Эти качества вызывали у других членов братства как благоговение, так и осуждение. Одна из притч повествует, что по достижении состояния архата - наивысшей святости - Махакашьяпа в благодарность подарил Шакьямуни свое одеяние, а Будда отдал ему свои одежды. Махакашьяпа носил их, пока они не превратились в лохмотья. Этот эпизод свидетельствует о преданности Махакашьяпы учителю и его идеям. Другие члены братства не были в состоянии понять и оценить высокий дух ученика Будды и презрительно относились к его манере одеваться.

Другая легенда рассказывает о том, как вел себя Махакашьяпа, собирая подаяния. Сбор подаяний давал пропитание членам общины и в то же время предоставлял возможность мирянам приобрести заслугу и дарами выразить благоговение и почитание Будде. Принцип общины гласил: монахи должны с благодарностью принимать и есть любую поднесенную им пищу. Тем не менее нищенствующим монахам не были чужды человеческие слабости, и часто пища, полученная от бедняков, казалась им непривлекательной. Это неудивительно, потому что многие монахи происходили из зажиточных семей. Они имели обыкновение замедлять шаги перед домами богачей, стараясь привлечь к себе внимание, и, наоборот, торопливо семенили мимо хижин бедняков. Махакашьяпа вел себя иначе. Храня верность высокому духу и букве буддизма, он просил подаяния с достоинством, не выказывая предпочтения ни богатым, ни бедным. Не всегда рядовые люди способны понять подлинные чувства неподкупных и благородных личностей и уважать истинные мотивы их поведения. Нередко они вызывают открытую неприязнь. Махакашьяпе не раз приходилось сталкиваться с таким отношением к себе.

Как говорят, Махакашьяпа не обладал талантом проповедника, но Шакьямуни высоко ценил его, считая одним из десяти главных учеников. Мне кажется, что Шарипутра и Маудгальяяна проявили себя как блестящие толкователи нового религиозного учения, а Махакашьяпа выделялся своей преданностью Шакьямуни, самоотверженно следуя в жизни учению Будды. Он представляется нам умелым организатором жизни общины. После смерти Шакьямуни именно он возглавил первый Собор буддийских монахов и руководил составлением канонов учения.

Однажды, гласит предание, Шакьямуни созвал всех своих учеников для того, чтобы защитить Махакашьяпу от усиливающихся день ото дня упреков. Будда усадил его рядом с собой, желая показать всем глубокое уважение к этому ученику. Никто ни прежде, ни потом не удостаивался такой чести. Точно оценивая различия характеров своих последователей, Шакьямуни создавал атмосферу, в которой каждый мог совершенствовать свои положительные качества, не страдая от придирок и недоброжелательства других.

Рассказы о Махакашьяпе иллюстрируют важную особенность буддизма: отсутствие жесткой системы догм, пристрастий и предубеждений. Буддизм не требует от своих приверженцев строгого соответствия установленному стереотипу поведения, поощряет максимальное проявление индивидуальности, направляя в то же время к определенной цели.

Помимо Махакашьяпы и уже упомянутых главных учеников Шакьямуни в Магадхе приняли буддизм многие другие. Среди них были богатые и бедные, мужчины и женщины - представители самых разных сословий. Они последовали примеру обращенных в новую веру царя Бимбисары, братьев Кашьяпа и учеников Санджаи.

Учение Шакьямуни несомненно вызвало в Магадхе брожение умов, люди почувствовали некий духовный подъем. Мы уже говорили о второй встрече царя Бимбисары и Шакьямуни. Последний, став Буддой, вернулся в Раджагриху в сопровождении братьев Кашьяпа. Придворные думали, что Шакьямуни - ученик достославных братьев Кашьяпа, и были поражены, узнав, что дело обстоит совсем наоборот. Внимая проповедям Шакьямуни, жители Магадхи чувствовали себя присутствующими при рождении новой религии. Атмосфера ожидания грядущих перемен способствовала распространению буддизма в Магадхе.

СУДАТТА. Ученики Шакьямуни и новообращенные происходили из всех сословий индийского общества. В сангхе - буддийской общине - они были равны независимо от положения, которое занимали в миру. Наиболее важную роль в распространении буддизма сыграли кшатрии - военная аристократия - и богатые купцы. Ограничения, существовавшие в общественном устройстве, принижали торговцев, они жаждали большей социальной свободы и независимости, стремясь активнее участвовать в политической жизни. Поэтому они становились приверженцами буддизма, который в отличие от брахманизма представлялся им более гибким и либеральным.

Буддизм не запрещал различные мирские занятия и ремесла, более того, - подчеркивал важность и необходимость подобной деятельности. Те, кто решился оставить мирскую жизнь, покинуть свои семьи и стать нищенствующими монахами, жили исключительно за счет подаяний. Те, кто остался в миру, должны были проявить трудолюбие и бережливость во благо близких для них людей. Буддизм учит, что Закон и повседневная действительность существуют в разных плоскостях, но в то же время неотделимы друг от друга. Религия не должна навязывать людям формы общественной деятельности, она оказывает духовное влияние на тех, кто эту деятельность осуществляет. Буддизм способствовал росту самосознания зажиточных купцов - наиболее активной социальной группы индийского общества.

На страницах этой книги уже звучало имя Судатты, самого известного купца из числа принявших буддизм и оказавших поддержку Шакьямуни. Судатта жил в Саваттхи, столице Кошалы, могущественного государства, расположенного в Северо-Западной Индии. Он услышал о буддийском учении и принял новую веру в Раджагрихе, столице Магадхи.

По преданию, Судатта прибыл в Раджагриху по торговым делам и остановился у своего друга, приверженца Шакьямуни. Судатта узнал, что его друг ожидает гостей. Видя, как старательно готовятся к приему сам хозяин, его домочадцы и слуги, Судатта спросил, что за персону ожидает его друг. Хозяин дома ответил: “Завтра утром нас удостоит своим посещением Будда”.

При имени Будды Судатту охватило необыкновенное волнение. Судатта был очень богатым и щедрым человеком. Он постоянно помогал беднякам и заслужил имя Анатхапиндада - “поддерживающий нуждающихся”. Истинно религиозный человек, Судатта не мог остаться равнодушным, узнав, что Будда, или Просветленный, появится в том доме, где он остановился. Едва забрезжил рассвет, Судатта вышел из дома и направился к ближней роще, где застал Шакьямуни, погруженного в медитацию. По преданию, после проповеди Будды Судатта стал адептом новой религии.

Это событие не могло не повлиять на распространение буддизма в Кошале. Судатта пожертвовал буддийской общине парк и монастырь в Саваттхи. Построенный на земле, приобретенной Судаттой у наследника властелина Кошалы, царевича Джеты, монастырь стал именоваться Джетавана. Известный в японских текстах под названием Гион-сёдзя, этот монастырь упоминается в знаменитом вступлении к “Сказанию о Хэйкэ”. В нем говорится о колоколах Гион-сёдзя, звон которых напоминает людям о бренности жизни. Справедливости ради отметим, что, по мнению некоторых ученых, во времена Шакьямуни колоколов в буддийских храмах не было.

ПОСЕЩЕНИЕ ШАКЬЯМУНИ КАПИЛАВАСТУ. Обращение в буддизм Судатты, самого богатого человека Кошалы, вызвало определенный резонанс в соседних государствах, и прежде всего в стране шакьев, которая, как мы знаем, находилась в зависимости от своего могущественного соседа. Как же распространялось учение на родине Шакьямуни?

За 45-50 лет проповедничества Шакьямуни неоднократно посещал Капилавасту. Источники приводят различные даты посещений им родного города: через два года, шесть лет и через двенадцать лет после просветления. Первое возвращение Шакьямуни на родину по историческому значению и эмоциональному воздействию на него самого и на его близких не может сравниться с последующими.

Если мы принимаем версию об отречении Шакьямуни от мирской жизни в 29 лет и возвращении домой через два года после просветления, то, значит, он провел в странствиях не менее восьми лет, прежде чем решил вернуться в Капилавасту. По другим данным, время его отсутствия на родине было длительнее.

Весть о том, что сын правителя, бывший наследник престола, достиг просветления, по-видимому, опередила Шакьямуни. Семья Шакьямуни и его соплеменники радушно встретили бывшего наследника престола, но не выказали особого внимания тому учению, которое он проповедовал. Шакьи по своему характеру были довольно консервативны, стойко придерживались традиционных религиозных воззрений и укоренившихся обычаев и обрядов. Только после того, как Будда продемонстрировал свои сверхъестественные способности, окружающие отнеслись к его проповеди более серьезно.

Первыми приняли буддизм отец Шакьямуни - царь Шуддходана, единокровный брат Нанда и сын Шакьямуни - Рахула. Во время последнего посещения царства шакьев у Будды появились и другие последователи: Упали, Анируодха, Ананда и Девадатта, о которых рассказ впереди.

Рахула в момент обращения был еще подростком; позднее он стал одним из выдающихся учеников, которого восхваляли как “первейшего среди предающихся самодисциплине”. Когда Шакьямуни покинул семью и ушел из Капилавасту, Рахула был младенцем, поэтому у него не сохранилось никаких воспоминаний об отце. Встречу Рахулы с отцом устроила Яшодхара, хотя сама отказалась увидеться со своим бывшим супругом. Шакьямуни вверил заботу о сыне Шарипутре, и Рахула стал послушником в общине. В дальнейшем он проповедовал Закон вместе со своим великим отцом и сыграл большую роль в распространении новой веры.

Третьим близким родственником Шакьямуни, обращенным в буддизм, был его младший единокровный брат Нанда. После отказа Шакьямуни от мирской жизни Нанда стал наследником престола. Он собирался жениться на прекрасной девушке - царевне Сундарике, но в это время в Капилавасту возвратился Будда. Обстоятельства, при которых Нанду убедили отречься от престола и отменить предстоящую свадьбу, нам неизвестны. И все же нельзя не посочувствовать молодому человеку, жизнь которого сущностно изменилась с появлением старшего брата. Предание гласит, что и в монашестве Нанда долго не мог забыть светлый образ Сундарики и отрешиться от мыслей о радостях светской жизни. Его терзали сомнения в правильности избранного пути; это дает основание предположить, что решение вступить в общину он принял не совсем обдуманно. Впоследствии благодаря мудрым наставлениям Шакьямуни ему удалось освободиться от мирских желаний и отдать все свои силы высокой миссии распространения буддизма.

АНАНДА. Со временем многие из соплеменников Шакьямуни стали его последователями и ревностными сторонниками. Мы уже упоминали Ананду, Анируддху и Девадатту, которые вошли в общину вскоре после возвращения Шакьямуни в Капилавасту. Все трое были его двоюродные братья; Ананду и Девадатту связывало между собой прямое родство. Можно предположить, что большинство молодых людей из аристократических семей Капилавасту стали буддистами.

Наиболее выдающейся фигурой был Ананда, ставший любимым учеником Шакьямуни и бессменным спутником в течение последних 25 лет жизни Будды. Ананду именовали “первейшим среди хранителей Закона”. Феноменальная память позволяла ему воспроизводить проповеди и наставления Будды почти дословно. Обращение Ананды в буддизм вряд ли произошло во время первого посещения Шакьямуни Капилавасту - тогда он был слишком молод. Скорее всего, это случилось лет через 20 после просветления Шакьямуни, когда Ананда перешагнул порог своего тридцатилетия. Он стал одним из самых выдающихся учеников Шакьямуни, и с его именем связано много преданий и легенд. Вместе с Махакашьяпой он возглавил общину после того, как Шакьямуни вступил в нирвану. Кроме прочего, Ананда известен тем, что на первом буддийском Соборе воспроизвел по памяти все проповеди Будды. Любопытно, что сначала Ананду не допускали на Собор, поскольку из 500 учеников Будды он был единственным, не достигшим состояния архата. (Собор ставил целью свести воедино все проповеди своего учителя). Глубоко огорченный, Ананда предался усиленной медитации и достиг состояния архата накануне открытия Собора. Махакашьяпа, узнав об этом, позволил Ананде принять участие в общей работе.

Это свидетельствует о том, что отношение буддистов старшего поколения к Ананде было довольно прохладным. Строгий Махакашьяпа попрекал Ананду тем, что, будучи приближенным Буддой, он не проявлял должного уважения к учителю и что по его настоянию в общину стали допускать женщин.

Конечно, в личности и поведении Ананды могли быть черты, провоцировавшие подобную критику. Но я склонен считать, что враждебность старейшин общины отчасти объясняется прямым родством Ананды с Девадаттой. Девадатта, как будет рассказано далее, причинил огромные неприятности лично Шакьямуни и общине в целом. В своих честолюбивых устремлениях он дошел до покушения на жизнь Будды. Старейшины испытывали недоверие и неприязнь к родному брату изменника. Кроме того, они ревновали Ананду к самому Будде.

Буддийские тексты содержат ряд беглых упоминаний о том, как Ананда задает Будде вопросы о женщинах, ведь именно благодаря его настойчивости женщин стали допускать в общину, и наряду с монахами-бхиккху появились бхиккхуни - буддийские монахини. Ананда пользовался большой популярностью и уважением среди монахинь, что не улучшало его и без того непростые отношения со старейшинами.

И все же, какую бы зависть и неодобрение ни вызывал Ананда у своих собратьев-монахов, он всегда оставался любимым учеником Шакьямуни. Отношение Ананды к женщинам и обвинения в отсутствии сдержанности, говорят о нетрадиционности его поведения. Все же, я уверен, это был чуткий и душевный человек, иначе ему вряд ли удалось бы на протяжении 25 лет бессменно быть ближайшим помощником Шакьямуни. До Ананды никто не занимал это место столь длительное время. Несомненно, что именно к нему Будда испытывал наибольшие привязанность и доверие.

УПАЛИ И АНИРУДДХА. Выдающимися последователями Шакьямуни были Упали и Анируддха, также происходившие из племени шакьев; их почитают в числе десяти главных учеников. Упали был известен как “первейший в винае, или установлениях монашеской жизни”. Анируддха прославился как “первейший в истинном прозрении”.

Как правило, ученики Шакьямуни принадлежали к брахманским семьям племени шакьев. Упали, наоборот, был выходцем из низшего сословия. В мирской жизни он занимал должность придворного цирюльника в Капилавасту. Шакьямуни высоко ценил достоинства Упали и относился к нему с большим уважением. По мнению Хиромото Мидзуно и других исследователей буддизма, Будда намеренно демонстрировал свое уважение Упали и защищал его. Он боролся с предвзятостью, бытовавшей у представителей высших сословий. Будда утверждал, что сословные и кастовые различия не должны иметь никакого значения для исповедующих его учение.

Единственным критерием авторитета и старшинства среди монахов была продолжительность их пребывания в общине. Монахи, которые пришли в начале проповеднической деятельности Шакьямуни, пользовались большим уважением по сравнению с теми, кто вступил в общину позднее. Упали принял буддизм раньше, чем Анируддха, Ананда и Девадатта, и поэтому считался более уважаемым. Шакьямуни настаивал на соблюдении в жизни общины основополагающего буддийского принципа равенства. Оправдывая доверие Шакьямуни, Упали старался не разочаровать учителя. Он стал выдающимся учеником и последователем Будды, отличавшимся строгостью в соблюдении винаи - монашеского устава.

Определенный интерес для нас представляет личность еще одного ученика Шакьямуни - слепого Анируддхи. Его почитали “первым в прозрении истины”. Существует довольно странное предание о том, как Анируддха потерял зрение. Напомню, что он приходился двоюродным братом Шакьямуни. Вступив в общину, Анируддха с большим рвением выполнял все правила и предписания, регламентировавшие жизнь монахов. Случилось так, что, слушая проповедь Будды, он задремал. Шакьямуни строго отчитал ученика, и тогда Анируддха поклялся, что это никогда не повторится. Нам неизвестно, что проделал с собой Анируддха для того, чтобы бодрствовать во время проповедей учителя. Можно предположить, что его действия привели к тому, что он ослеп. Я не знаю, насколько следует верить этой истории. Но если она правдива, то, безусловно, свидетельствует о силе духа Анируддхи и о его страстном желании следовать Закону.

В буддийскую общину вошли и другие представители племени шакьев: Махапраджапати - первая монахиня, приходившаяся родной теткой Шакьямуни, его двоюродный брат, Девадатта, впоследствии вступивший в противоборство с Буддой. Мы расскажем о них в следующих главах.

Источник: http://buddhism.org.ru

2INDIA.RU - главная страница сайта

Туры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии

Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии


1. Туристическая компания «ТурПлюс»

Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!

Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!

Телефоны:
+7 (495) 785-88-10 (многоканальный)

Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>

2. Туристическая компания «Мир странствий»

Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.

Телефоны:
+7 (495) 783-80-20 (мн.),
+7 (495) 782-32-85 (мн.)

Сотрудничество, общие вопросы по Индии: info@2india.ru

Контактная форма:

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

Имя *
E-mail *
Ваши пожелания, вопросы *
Ваши заявки обрабатывают сотрудники туристической компании «ТурПлюс»
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |