2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале. Тел.: +7 (495) 785-88-10 (мн.)
2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале.
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |
  Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа).
Оформление визы в Индию >>>  

Туризм и отдых

Туры в Индию

База отелей Индии

Визы в Индию

Авиабилеты в Индию

Путеводитель по Индии

Фотографии Индии

Достопримечательности Индии

Недвижимость и аренда вилл

Гоа (Goa)

Керала (Kerala)

Индийское искусство

Религии Индии

История Индии

Статьи об Индии

Вопросы и ответы

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Туры во Францию


Rambler's Top100

Будда. Шакьямуни учитель

РЕШЕНИЕ ПРОПОВЕДОВАТЬ ЗАКОН. Достигнув просветления, Шакьямуни посвятил оставшиеся годы жизни проповеди Дхармы, или Закона, действие которого распространяется на всю Вселенную. Такое решение было принято им не сразу. Древние тексты гласят, что после достижения состояния просветления перед Шакьямуни встал вопрос: должен ли он открыть миру сокровенный закон бытия?

Сутры Агамы описывают процесс просветления таким образом: сначала Шакьямуни познал блаженство снизошедшего на него озарения, далее, читаем мы, его охватили тревожные сомнения. В этот момент пред ним предстали два божества - Брахма, бог добра, и Мара, демон зла, воплощая два состояния души Будды. Боязнь и нежелание проповедовать Закон проявились в образе Мары; преодолев наваждение, Шакьямуни отогнал Мару от себя. Тогда в нем победило стремление во что бы то ни стало проповедовать знание всему человечеству. Древние тексты называют это моментом, когда была услышана “просьба Брахмы”.

Я не думаю, что, отказавшись от дома и семьи, Шакьямуни вступил на путь религиозных исканий с осознанной целью спасти все человечество. Вероятнее, он надеялся открыть некую основополагающую истину, которая объясняет вечное течение жизни. Так происходит со многими неординарными личностями, наделенными от природы пытливым умом и обостренным чувством сострадания. Они самоотверженно и бескорыстно стремятся к правде и неожиданно для себя открывают нечто более великое, чем то, что они пытались найти. В момент обретения духовной зрелости к ним приходит осознание своей благородной миссии, которой они посвящают всю жизнь без остатка. Именно за такими людьми остается в веках слава выдающихся мыслителей и религиозных деятелей. По этой же стезе духовных исканий шел и Шакьямуни.

Ряд ученых рассматривает этот этап жизни Шакьямуни, исходя из так называемой теории дзиккай - учения о “десяти мирах-состояниях”. По их мнению, в момент снизошедшего на него просветления Шакьямуни пребывал в состоянии пратьекабудды, или энгаку, т. е. самостоятельно достигшего просветления. Когда же он принял решение проповедовать Закон, то поднялся на более высокий уровень сознания - бодхисаттвы. Эта точка зрения отражает идеи буддизма махаяны, в котором огромное значение придается фигуре бодхисаттвы и соблюдению предписаний религиозной практики. Недостаточно приобрести знание о Законе, важно использовать его практически, пытаясь спасти других. Согласно логике буддизма махаяны Шакьямуни, решив проповедовать Закон, перешел из состояния пратьекабудды в состояние бодхисаттвы. В соответствии с другим мнением, Шакьямуни был бодхисаттвой, когда покинул семью и решил заняться суровой практикой аскетизма, Буддой он стал позднее, в момент достижения просветления.

Японский исследователь буддизма Фумио Масутани назвал внутреннюю неуверенность Шакьямуни перед принятием столь важного решения о проповедовании Закона “одиночеством подлинно просветленной личности”. Суть закона дхармы открылась только ему одному; он был единственным из смертных прозревшим истину. Ощутив, какая пропасть разверзлась между блистающим миром мудрости, распахнувшимся в его душе, и ограниченностью феноменального мира, Шакьямуни почувствовал себя безмерно одиноким. Сможет ли он перекинуть сверкающий мост понимания между собой и людьми? Этот вопрос тревожил его душу.

Страдания просветленного человека ведомы лишь ему одному; только он видит истину и осознает свою великую миссию проповедника. Это чувство знакомо всем выдающимся людям. И, только трансформировав свое сознание, просветленный способен передать обретенную им мудрость другим людям, вызывая в их сердцах ответный отклик. Тогда, и только тогда, одиночество подлинно просветленной личности может быть преодолено.

ПОВОРОТ КОЛЕСА ЗАКОНА. С момента просветления Шакьямуни в Буддха Гае до первой его проповеди в Сарнатхе, расположенном неподалеку от города Бенареса, прошло чуть больше месяца. От Буддха Гаи до Бенареса примерно 130 миль. В наше время это расстояние можно преодолеть на поезде за четыре часа, а Шакьямуни шел десять дней.

Именно в Бенарес из деревушки Сены отправились ранее пятеро монахов (бхиккху), не понявших смысл отказа Шакьямуни от практики сурового аскетизма и обвинивших его в стремлении к удовольствиям земной жизни. К ним шел он с открытым сердцем и желанием поделиться сокровенным знанием. Достоверно известно, что одним из них был Аньятта Каунданна.

Неизвестно, почему аскеты избрали местом своего паломничества Бенарес. Возможно, подобно Магадхе, Бенарес считался в те времена центром новых, прогрессивных идей. Приверженцы аскетической практики обитали вместе с другими странниками в Оленьей роще, представлявшей собой обширное пастбище диких оленей. На Востоке существует поверье, что олени обладают особым чутьем, которое можно назвать “тягой” к чистому или святому. Не исключено, что именно поэтому посвятившие свою жизнь религиозным исканиям избрали Оленью рощу местом практики и отдохновения. Здесь впервые Шакьямуни обратился к миру с проповедью.

Первыми его слушателями были те пятеро монахов, которых мы упоминали выше. Шакьямуни понимал, что истину, открывшуюся ему в момент просветления, он не сможет сделать достоянием человечества, если не убедит в ее истинности тех, у кого за плечами есть опыт религиозной практики и благочестивой жизни.

Монахи, увидев приближающегося к ним Шакьямуни, обошлись с ним подчеркнуто холодно. Они говорили друг другу: “Вот идет наш бывший друг Гаутама, променявший тернистый путь к истине на призрачный мир удовольствий. Он отказался от суровых испытаний и борьбы, предпочел им наслаждения и роскошь бренной жизни. Он недостоин нашего уважения, и мы не встанем, чтобы приветствовать его. Мы не примем от него ни одежд, ни чаши для сбора подаяний. Но если он захочет, то сможет присесть и отдохнуть рядом с нами”.

Шакьямуни мягко упрекнул их в неучтивости по отношению к Татхагате - “совершенно просветленному”. С благородным достоинством, гордо и спокойно он сообщил аскетам о своем намерении открыть людям сокровенную суть вечного закона жизни. Пресекая возражения и споры, Шакьямуни спросил, видели ли они прежде, чтобы лик его светился такой радостью, а речь была преисполнена столь глубокой веры и убежденности. Внутренняя сила Шакьямуни, его уверенность в собственной правоте покорили пятерых монахов и заставили прислушаться к его словам. Однако справедливости ради отметим, что они согласились с его доводами не сразу. Поначалу Шакьямуни и пятеро бхиккху стали жить в Сарнатхе. Он проповедовал Закон двум или трем из них; остальные в это время собирали подаяние для всех.

Так протекала их жизнь, пока наконец Аньятта Каунданна не обрел так называемое “око Дхармы” - дар провидения, позволивший ему полностью воспринять учение. Он стал первым настоящим последователем Будды. Вскоре, один за другим, “око Дхармы” обрели и остальные. Все вместе они образовали первую сангху - общину буддийских монахов.

В чем же суть Дхармы - закона, который Шакьямуни проповедовал своим первым ученикам? Обычно считают, что он начал с объяснения “срединного пути”, призывая отказаться от крайностей гедонизма и аскетизма, а затем перешел к толкованию “четырех благородных истин” и “восьмеричного пути”. Однако здесь мнения исследователей буддизма существенно расходятся. Некоторые ученые утверждают, что Будда объяснял только “восьмеричный путь”. Другие полагают, что он начал проповедование с “четырех благородных истин”, а учения о “срединном пути” и “восьмеричном пути” стали более поздними добавлениями. Трудно сказать, какое из этих предположений более правомерно. Ясно одно: Будда тщательно обдумывал, в какой форме передать свое знание, чтобы наивысшая мудрость Дхармы стала доступна пониманию людей.

Предположим, что Шакьямуни начал с объяснения смысла “четырех благородных истин”. Они представляют собой в высшей степени реалистическую и практическую доктрину. Утверждается: (1) всякое существование есть страдание, (2) оно вызывается эгоистическими желаниями, (3) от него можно избавиться, (4) это можно сделать, следуя “восьмеричному пути”. Понятие “восьмеричного пути” включает в себя: (1) правильные взгляды, (2) правильное мышление, (3) правильную речь, (4) правильные поступки, (5) правильный образ жизни, (6) правильные стремления, (7) правильные воспоминания, (8) правильное медитирование. Благодаря простоте и доходчивости проповедь Шакьямуни была быстро воспринята аскетами. Легкость восприятия ее послужила основанием последователям махаяны считать сутры Агамы, в которых освещены начальные положения учения Шакьямуни, начальной ступенью на пути постижения высших принципов Закона. Первая проповедь Шакьямуни фактически представляет собой программу религиозной практики.

Представители китайской буддийской школы Тяньтай делят учение Будды на пять частей. Такой подход помогает мысленно соотнести глубину философии Шакьямуни и практические рекомендации, которые он излагал во время своей первой проповеди в Сарнатхе. Согласно объяснению последователей Тяньтай, первые откровения Будды были провозглашены не в Сарнатхе, а в Буддха Гае сразу после просветления и запечатлены в Аватамсака-сутре, подлинно отражающей сущность просветления Шакьямуни. Однако язык его проповеди не был понятен слушателям, и Шакьямуни отправился в Сарнатх проповедовать открывшиеся ему истины в более доступной форме; они составили содержание сутр Агамы. Таковы два первых периода становления учения Шакьямуни. Третий носит название вайпулья, к этому периоду относится большинство сутр махаяны. Сутры о Праджня-парамите и, наконец, Сутра о Цветке Лотоса относятся соответственно к последним двум.

Вернемся, однако, к проповеди Шакьямуни в Сарнатхе. Фактически это было провозглашением новой религии, и поэтому первую проповедь часто называют “первым поворотом колеса Закона”. В Древней Индии бытовало поверье о мудреце или святом, который вращает колесо Вселенной, истолковывая высший закон истины. Известный нам чакраварти-раджа получил свой высокий титул “царь, вращающий колесо” благодаря этому древнему обычаю. Таков же образ Будды, - это высшее существо, вращающее колесо Закона и открывающее сокровенные истины мироздания. Может быть, действительно вращение колеса в каком-то смысле символизирует приход новой эры? Так и появление Шакьямуни, открывшего людям глубинные истины человеческого бытия, ознаменовало собой начало нового периода в истории философии и религии.

УЧЕНИКИ ШАКЬЯМУНИ. Какова же была судьба нового учения после первой проповеди Шакьямуни и обращения в буддизм пятерых монахов? Каноническая буддийская литература описывает историю распространения буддизма как триумфальное шествие по всей Индии. Некоторые источники утверждают, что по истечении нескольких лет учение Шакьямуни насчитывало более 1000 последователей.

Почему новое учение находило живой отклик в сердцах людей? Прежде всего потому, что как мировоззрение индивидуализм, само собой разумеющийся в наши дни, был несвойствен жителям Древней Индии. И если глава семьи или взрослый наследник становился буддистом, то, как правило, вся семья следовала его примеру. Кроме того, индийцы всегда проявляли глубокий интерес к философским и религиозным учениям. Особенно это проявилось во времена Шакьямуни. К примеру, какой-то человек принимал новое учение, а его друзья и знакомые или желая утолить духовную жажду, или из-за простого любопытства приходили вместе с ним послушать проповедь Шакьямуни. Среди первых последователей были семьи царя Бимбисары и богатого купца Судатты.

Некоторое время Шакьямуни со своими первыми учениками оставался в Бенаресе, столице могущественного государства Каши. Процветающий город был расположен в Центральной Индии, к северо-западу от Магадхи, на пересечении сухопутных и водных путей и поддерживал торговые связи не только с другими городами, но и с другими государствами. Как в Раджагрихе, столице Магадхи, так и в Бенаресе сформировалось новое сословие богатых купцов. Первым из тех, кто принял буддизм вслед за пятерыми аскетами, стал Яса, сын богатого бенаресского купца.

История нравственного совершенствования Ясы не только занимательна, но и поучительна в наше время. Она еще раз утверждает мысль, что богатство само по себе не может удовлетворить духовные потребности человека. Жизнь Ясы до его обращения в буддизм описана в том же символическом ключе, что и юность Шакьямуни. Он жил и воспитывался в роскоши, у него было три дома: зимний, летний и на сезон дождей. Его окружало множество слуг и наложниц. Дни его жизни походили на праздник, полный песен, танцев и развлечений. И все же Яса не чувствовал себя счастливым. Роскошь и чувственные наслаждения наскучили ему. Он постепенно разочаровывался в своей жизни, и чем сильнее вокруг бурлило веселье, тем тоскливее становилось у него на душе. Он чувствовал внутреннюю опустошенность; отчаяние охватывало юношу. И вот однажды ночью он тайно покинул дом и отправился странствовать по свету в поисках душевного покоя. В Сарнатхе ему посчастливилось встретиться с Шакьямуни. Будда услышал горестные стенания молодого человека и призвал Ясу к себе. Уверив Ясу в том, что его горести преодолимы, Будда изложил юноше начала Закона. Яса, испытывавший доселе духовную опустошенность, с радостью внимал словам Будды и принял новую веру.

Истины, открытые Ясе, были основой закона кармы, признание которого считалось в Индии признаком здравого смысла. Но Шакьямуни рассматривал закон кармы с точки зрения буддийских представлений о причине и следствии, а также необходимости преодоления страданий, сопутствующих бесконечному круговороту перерождений. Указывая людям истинный путь, Шакьямуни использовал общепринятые термины закона причинности и философии упанишад, господствовавшей в те времена, стремясь излагать учение буддизма в общедоступной форме.

При этом Будда указывал на принципиальные различия двух учений: Закона (Дхармы) и философии упанишад. Известный буддийский философ Нагарджуна подразделял проповеди Шакьямуни на четыре типа. Первый тип соответствовал обыденным запросам слушателей, второй обращался к их интеллекту, третий - осуждал пороки и показывал пути их исправления. И наконец, четвертый тип - проповедь абсолютной истины. Проповеди этого типа Шакьямуни произносил, когда слушатели были настолько подготовлены, что могли воспринять Закон. В случае с Ясой Шакьямуни использовал первые два типа проповедей, стараясь доходчиво отвечать на вопросы, волновавшие молодого человека.

Ясу глубоко тронули слова Шакьямуни, и он решил вступить в братство учеников Будды. Таким образом Будда приобрел Шестого ученика. В это время отец Ясы, обеспокоенный внезапным исчезновением любимого сына, отправился на поиски. Ему тоже посчастливилось услышать наставления Шакьямуни. Велика была мудрость Закона, и отец Ясы стал одним из последователей Будды. Он пригласил Шакьямуни посетить свой дом, и там Будда открыл сокровенную истину своего учения его домочадцам, которые приняли буддизм вслед за главой семьи. Затем и друзья Ясы, ценившие его острый ум и благородное сердце, заинтересовались переменами в жизни своего товарища. Услышав проповедь Будды, все они вступили в братство, и, как свидетельствуют древние тексты, новообращенных стало 54.

Эта история красноречиво повествует о том, сколь глубоко воздействие подлинной веры всего лишь одного мыслящего, одухотворенного человека на близких ему людей. Так постепенно малочисленная группа учеников Шакьямуни приобретала все новых и новых последователей.

Основав религиозную общину, Шакьямуни покинул Бенарес и отправился в Урувелу, в те места, где он обрел просветление. Это изнурительное и долгое путешествие было предпринято Буддой с целью распространения знаний о Законе во всех селениях и деревушках, лежавших на его пути, - всюду, где ступала его нога. Шакьямуни странствовал в одиночестве. Своих учеников, которых в Бенаресе было уже более 60, он отправил по одному в разные части страны с благородной миссией проповедовать страждущим великое учение, способное привнести в жизнь простых людей мир и покой. Его ученикам, достигшим, по его мнению, понимания сути учения, предписывалось идти каждому своим путем и передавать знания как можно большему числу искателей духовного совершенствования. самый интересный журнал про туризм в рунете

На первый взгляд может показаться, что, призывая своих учеников исполнить высокое предназначение и отправиться каждому поодиночке с проповедью к людям, Шакьямуни придерживался чересчур жесткой линии. На самом деле, разъясняя теорию своего учения и призывая к строгой самодисциплине, Шакьямуни готовил своих учеников к предстоящим испытаниям. Он хотел, чтобы его ученики, получив знания о Законе, как можно шире распространяли их, постоянно углубляя свое понимание Закона. Думается, что подобное воспитание первых последователей Будды дает нам ключ к пониманию духа современного буддизма.

Буддизм - это не просто философская система и вероисповедание тех, кто хочет прожить жизнь в спокойных размышлениях. Эта религия учит, что человек, нашедший истинный путь, призван распространять свое знание, чтобы оно нашло отклик в сердцах всех мыслящих людей. Активная жизненная позиция, готовность к диалогу составляют основу учения буддизма. Цель буддийской практики - проповедовать Закон “во имя всеобщего мира и счастья на Земле”. Так было всегда. Со времен Шакьямуни и по сей день.

ПРОПОВЕДОВАНИЕ В УРУВЕЛЕ. Покинув своих учеников, Шакьямуни направился в Урувелу. Там начался один из важнейших этапов его проповеднической деятельности. Новообращенные в Урувеле были влиятельными людьми и в дальнейшем способствовали росту буддийской общины. Среди них были царь Магадхи, Бимбисара, уже упоминавшиеся ученики Шарипутра, Маудгальяяна и Махакашьяпа, а также три брата из рода Кашьяпа. Проповеди Шакьямуни в Урувеле не остались незамеченными, его новое учение находило широкий отклик среди аскетов, не удовлетворенных философией и религией своего времени. Древние тексты хранят многочисленные описания событий, происходивших в то время.

Одна из самых любопытных историй рассказывает о том, как еще по пути в Урувелу Шакьямуни обратил в буддийскую веру 30 супружеских пар. Это произошло так. Будда предавался медитации в густом лесу, когда именно на это место набрела группа мужчин и женщин. Это были супружеские пары, за исключением одного юноши. Его подружка, некая блудница, сбежала, прихватив с собой его вещи. Друзья юноши бросились на поиски беглянки и случайно столкнулись с Буддой. Шакьямуни внимательно выслушал их рассказ и обратился к ним со словами: “Зачем тратить время на поиски блудницы, не лучше ли разобраться в самом себе, найти путь к самому себе?” Затем он поведал о Законе, и молодые люди искренне восприняли его учение.

Рассказ об обращении в буддизм Ясы и молодых супругов - пример характерного для индийцев уважения к мыслителям, аскетам и монахам. Одновременно это свидетельствует о том, что Шакьямуни использовал любую возможность указывать людям истинный путь к счастью, и демонстрирует силу обаяния Будды, которое, вероятно, испытал каждый, кто с ним встречался.

Первые последователи буддизма, такие, как Яса и 30 молодых супругов, были выходцами из зажиточных слоев общества. Однако Шакьямуни не придавал значения сословным различиям. Он относился к ученикам беспристрастно, не обращая внимания на расовую принадлежность, на сословные и кастовые различия и материальное положение. Шакьямуни привлекал к себе многих влиятельных и образованных людей, что свидетельствует о силе его интеллекта и личном обаянии.

По прибытии в Урувелу Шакьямуни искал возможность полемики с ревностными последователями брахманизма, в частности с весьма почитаемыми братьями из рода Кашьяпа. Звали их Урувела Кашьяпа, Нади Кашьяпа и Гая Кашьяпа. Они носили традиционные брахманские прически, собирая волосы в пучок, совершали различные религиозные обряды и пользовались большим влиянием среди верующих. У них было соответственно 500, 300 и 200 последователей.

Известность их была такова, что Шакьямуни наверняка слышал о них ранее, когда впервые посетил Урувелу перед тем, как уединиться в лесу и предаться аскетической практике. Братья Кашьяпа поклонялись богу огня Агни, и Шакьямуни в свое время понял, что их вера не поможет ему обрести просветление, и не вступил в их братство.

Достигнув высшей мудрости, он решил опровергнуть их доктрины, опираясь на буддийское учение. Одержав верх в споре, он смог бы обратить в свою веру целые секты брахманов. Это могло ускорить распространение буддизма по всей Урувеле.

Тексты приводят драматические подробности соперничества Шакьямуни и трех братьев Кашьяпа. Прийдя в дом старшего и самого влиятельного из них, Урувелы Кашьяпы, Шакьямуни попросил позволения провести ночь в зале Священного Огня, хранителями которого были братья. Его предупредили, что там будто бы обитает злой змей. Но Шакьямуни настаивал и в конце концов получил согласие. Действительно, ночью коварное чудовище попыталось напасть на него, но Шакьямуни усмирил его, явив глубочайшее спокойствие и безграничную мудрость. Наутро Урувела Кашьяпа, узнав о случившемся, изумился такому могуществу, но тем не менее не был окончательно убежден в превосходстве Будды. Тогда Шакьямуни, демонстрируя свою мистическую силу, являл чудеса до тех пор, пока не вынудил прославленного брахмана признать безграничное могущество Будды. Далее, читаем мы, Урувела Кашьяпа испросил разрешение стать учеником Будды, но Шакьямуни остановил его: “Не пристало человеку, имеющему 500 учеников, принимать столь ответственное решение в спешке”.

Урувела Кашьяпа посоветовался со своими учениками, и все они, обрезав заплетенные в косы волосы и бросив их в реку, признали превосходство Будды. Их примеру последовали два других брата и их ученики. Таким образом, секта брахманов, насчитывавшая около 1000 приверженцев, влилась в общину Шакьямуни. Подобное массовое обращение, едва ли вообразимое в наши дни, способствовало последующему широкому распространению буддизма в Магадхе, где многие принимали новое учение, движимые чувством благоговения перед братьями Кашьяпа.

Среди новообращенных самой значительной фигурой был правитель Магадхи, царь Бимбисара. Напомним, что во время первой встречи царь понял, что Шакьямуни невозможно прельстить посулами земных богатств и могущественной власти, и обратился к будущему Будде с просьбой открыть ему высшую истину жизни, когда она будет найдена.

По преданию, вторая встреча Бимбисары с Буддой произошла после обращения братьев Кашьяпа. Узнав, что Шакьямуни с учениками прибыл в Раджагриху, царь Бимбисара в сопровождении придворных поспешил ему навстречу. До царя уже дошли слухи о просветлении Шакьямуни, и он был счастлив, что Будда не забыл своего обещания.

Бимбисара подарил Шакьямуни и его ученикам участок земли в бамбуковой роще для строительства буддийского храма и монастыря. Конечно, в то время монастырь “Бамбуковая роща”, расположенный за северными воротами города, представлял собой скромное убежище от ветра и дождя. И, поскольку большую часть времени Шакьямуни и его ученики просили подаяние или странствовали, монастырь использовался лишь в сезон дождей для отдыха и медитации.

Первый буддийский монастырь не был архитектурным эталоном для строителей других храмов, но факт его возникновения, связанный с обращением в буддизм царя Бимбисары, стал важной вехой в истории распространения нового учения.

Источник: http://buddhism.org.ru

2INDIA.RU - главная страница сайта

Туры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии

Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии


1. Туристическая компания «ТурПлюс»

Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!

Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!

Телефоны:
+7 (495) 785-88-10 (многоканальный)

Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>

2. Туристическая компания «Мир странствий»

Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.

Телефоны:
+7 (495) 783-80-20 (мн.),
+7 (495) 782-32-85 (мн.)

Сотрудничество, общие вопросы по Индии: info@2india.ru
Получи максимум впечатлений от игры вместе с columbus casinoazino .

Контактная форма:

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

Имя *
E-mail *
Ваши пожелания, вопросы *
Ваши заявки обрабатывают сотрудники туристической компании «ТурПлюс»
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |