2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале. Тел.: +7 (495) 785-88-10 (мн.)
2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале.
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |
  Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа).
Оформление визы в Индию >>>  

Туризм и отдых

Туры в Индию

База отелей Индии

Визы в Индию

Авиабилеты в Индию

Путеводитель по Индии

Фотографии Индии

Достопримечательности Индии

Недвижимость и аренда вилл

Гоа (Goa)

Керала (Kerala)

Индийское искусство

Религии Индии

История Индии

Статьи об Индии

Вопросы и ответы

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Туры во Францию


Rambler's Top100

Течения

ХрамыВ раннем исламе не было чёткого различия между вероисповедальными и правовыми установлениями, между догматикой и ритуалом. Смерть Мухаммада вызвала среди мусульман ожесточённые споры о принципах духовной и светской власти. Старинные межплеменные распри, утихшие в начальный период арабских завоеваний, вспыхнули с новой силой после заметных успехов мусульман. Прелюдией открытого раскола стало выступление недовольных воинов из частей, квартировавших в Египте, против третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана. В б56 г. он пал от рук бунтовщиков. Сразу после этого община разделилась на враждующие группировки, каждая из которых стремилась придать своим политическим интересам религиозную окраску.

Можно выделить пять проблем, различные подходы к решению которых разделили ислам на течения и секты, часто непримиримо враждующие друг с другом. На первом месте по значению стояла проблема передачи верховной власти. Разногласия по данному вопросу породили течения шиитов, суннитов и хариджитов. Формирование этих направлений в основном завершилось уже в VII в. Позже внутри движения шиитов сформировались течения исмаилитов и имамитов. Из-за различных подходов к вопросам веры в VIII в. из среды суннитов выделились течения мурджиитов и мутазилитов, а в IX в. - движение ханбалитов. Решение конкретной проблемы предопределения и свободы воли привело к образованию в конце VII - начале VIII в. направлений кадаритов и джабраитов; среди последних в VIII в. выделилось направление джахмитов, а в Х в. возникла секта ашаритов. Решение проблемы сущности Бога, Его свойств и качеств прибавило к существующим направлениям течения суфиев и мушаббихитов (VIII-IX вв.), а различные подходы к вопросам права, которые в раннем исламе тесно переплетались с вопросами веры, в IX в. породили течения ханафитов и маликитов.

Большинство из этих течений к настоящему времени практически утратили своё значение. Наибольшую роль играют сейчас пять направлений: шииты, сунниты, хариджиты, мурджииты и мутазилиты. Особняком стоят ордена суфиев, поскольку су-фий - это не столько принадлежность к тому или иному направлению, сколько состояние души человека, посвятившего жизнь поискам Бога в своём сердце.

Наиболее глубокие расхождения уже в VII в. вызывало решение проблемы верховной власти. Здесь столкнулись две точки зрения. Сторонники одной из них (сунниты) считали, что и духовная, и светская власть должна принадлежать религиозной общине (умме), а внутри неё - тому, кого изберёт община. Их противники (шииты) отстаивали передачу сана верховного предводителя (имама) по наследству внутри отмеченного Божьим попечительством рода.

ШИИТЫ

Слово "шииты" происходит от арабского "аш-шиа" - "приверженцы", "партия". Практически сразу после смерти Пророка Мухаммада возник вопрос о том, к кому же перейдёт власть в мусульманской общине, кто станет халифом ("заместителем"). Часть общины отвергла сам принцип избрания наиболее достойного заместителя Пророка, считая, что главой мусульман может стать только кровный родственник Мухаммада, ибо только на него может перейти божественная благодать, осенявшая основателя ислама. По мнению шиитов, таким преемником мог быть только Али ибн Абу Талиб - двоюродный брат Пророка, женатый на его дочери Фатиме. Для дальнейшей истории весьма важно и то, что только Фатима подарила отцу двух внуков - Хасана и Хусайна. Итак, шииты не признали законными ни одного из первых трёх халифов (Абу Бакра, Умара и Усмана) и, основываясь на словах Мухаммада, называвшего Али своим другом и духовным преемником, провозгласили имамом Али (первоначальное значение слова "имам" - "предстоятель на молитве", а затем имамом стали называть руководителя общины). По сути это явилось первым расколом в единой дотоле мусульманской умме.

В 656 г. в Медине был убит халиф Усман. Мятежники передали власть имаму Али в надежде, что он вернёт общину к тем принципам равенства и справедливости, которые существовали при жизни Мухаммада. Но получив власть, халиф тут же оказался перед необходимостью отстаивать её, а для этого нужна была сила: армия, оружие, талант правителя. Видимо, последнего и не хватило имаму Али.
Его противники выдвинули своего ставленника - Муавию, наместника Сирии. В 660 г. гораздо более многочисленная по сравнению с шиитами часть мусульманской общины провозгласила его халифом. Но двух халифов в мире ислама быть не могло. За пять лет своего правления Али (а это был преданный исламу сподвижник Мухаммада, храбрый участник всех военных походов Пророка, прекрасный оратор) мало что успел сделать для мусульманской общины и в 661 г. пал от руки убийцы. Муавия основал халифскую династию Омейядов.

Имам Али пользуется в среде шиитов исключительной славой и почётом. Шииты добавляют в Коран особую суру - "Два светила" (Пророк Мухаммад и имам Али), есть и особое толкование Корана, обосновывающее божественность Али. Одно из течений шиитов доходит до прямого обожествления своего имама. Али - герой множества народных сказаний и песен.

Однако с гибелью Али борьба за власть в халифате (так называлась теперь исламская форма государственного правления) не прекратилась. Шииты считали, что власть должна перейти к внукам Мухаммада, сыновьям Али, - Хасану и Хусайну. Но участь новых имамов также оказалась трагической. Старший, Хасан, заключил соглашение с врагом своего отца - халифом Муавией, отказавшись от притязаний на власть с условием, что станет править после смерти Муавии. Разумеется, он не дожил до этого события и погиб насильственной смертью, причём шииты возложили вину за неё на халифа Муавию. В шиитских преданиях Хасан лишён каких бы то ни было отрицательных черт (хотя это не совсем соответствует историческим сведениям о нём) и занимает второе место в ряду носителей благодати - шиитских имамов.

Младший внук Пророка Хусайн стал великим мучеником, чтимым шиитами. Он мирно жил в Медине до 680 г., но когда после смерти Муавии выяснилось, что он может претендовать на власть в халифате, Хусайн внял призывам шиитов из Куфы и выступил в поход во главе небольшого отряда. Немалую роль сыграло и возникшее к тому времени в среде шиитов учение о божественной благодати, которой наделены потомки Пророка. Поэтому их права на власть неоспоримы, а те, кто не согласен с этим, выступают против воли Аллаха.

В местечке Нинава (здесь впоследствии возник иракский город Кербела) отряд Хусайна встретило войско уже избранного халифа Йазида. Силы были настолько неравны, что исключалось всякое сопротивление со стороны шиитов, однако воины Йазида долго не решались поднять меч на внука Пророка. В конце концов на него бросилась толпа, и Хусайн был убит руками многих, полагавших, что в этом случае никто конкретно не берёт на себя страшную ответственность. Голову Хусайна отправили в Дамаск халифу, но Йазид публично выразил огорчение происшедшим и с почестями отправил горестный трофей в Кербелу, где и по сей день находится могила третьего шиитского имама Хусайна.

Шииты не прекратили борьбу за власть, но, хотя порой в исламском мире и возникали шиитские государства - имаматы, крупных политических успехов шииты не достигли. Под шиитскими лозунгами часто поднимались восстания против жестоких правителей.

Три первых имама положили начало династии шиитских имамов, которые, не обладая реальной политической властью, считались духовными руководителями шиитской общины. Имамат (здесь имеется в виду верховная религиозная власть) переходил из поколения в поколение среди потомков трёх первых имамов. Последним (двенадцатым) имамом стал в XII в. потомок Пророка, также носивший имя Мухаммад. Неожиданно этот молодой имам бесследно исчез при загадочных обстоятельствах. Тогда и возникло учение о "сокрытом имаме", которого Аллах до поры укрыл в недосягаемом месте. Он должен вернуться на землю в предназначенный час и восстановить справедливость.

никто не знает, когда это произойдёт. Пииты почитают сокрытого имама как своего единственного верховного паву, и все шиитские руководители, высшие духовные наставники (например, аятоллы в современном Иране) считаются представителями сокрытого имама.

В шиитских имамах живёт полученная от Мухаммада "пророческая душа". Имам Али получил пророческую душу от самого Аллаха, поэтому шииты не признают Сунну, собравшую рассказы сподвижников о поступках и словах Мухаммада, а имеют собственное предание (хабар, или ахбap), включающее мудрые изречения, письма, высказывания имама Али, свидетельства о его жизни, и считают это собрание авторитетнейшим источником шиитского вероучения.
В мире ислама шииты составляют меньшинство (их около 40 млн), но они очень активны и оказывают заметное влияние на мусульманское движение не только на Востоке.

ШИИТЫ-ИСМАИЛИТЫ.

В середине VIII в., в первые годы правления халифской династии Аббасидов (750- 1258 гг.), в среде шиитов произошёл раскол. Возникло исмаилитское направление. Шестой имам шиитов Джафар ас-Садик (ум. 765 г.) сделал своим преемником не старшего сына Исмаила, а четвёртого сына Мусу Казима (ум. 799 г.). Часть шиитов, однако, продолжала считать наследником имама Исмаила, а поскольку он умер тремя годами раньше отца, то его приверженцы признали имамом Мухаммада - старшего сына Исмаила Он укрылся от преследований аббасидских халифов в округе Демавена в Иране, а его сыновья и внуки оказались в разных регионах исламского мира. Имя и место пребывания того из них, кто признавался очередные "имамом времени", знали только немногие близкие соратники.

Большинство исмаилитов, как они именовала себя в противоположность шиитам имамитам ("дюжинникам", сторонникам сохранения имамата в потомстве Мусы ас-Казима), как правило, даже не знали имени, скрывающегося имама. Период истории исмаилитов до начала Х в. известен под названием "Сокрытие" (сабр). В эти годы шиитские миссионеры завербовали немало сторонников во многих провинциях халифата, создав разветвлённую тайную организацию, один из центров которой располагался в сирийском городе Саламия.

КАРМАТЫ.

После смерти Мухаммада ибн Исмаила движение исмаилитов распалось на две ветви. Некоторые считали его последним имамом, которых, как и главных пророков, должно быть всего семь. Теперь (после Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммада) следовало ожидать появления седьмого пророка - ал-Каима ал-Мах-ди, полновластного и абсолютно непогрешимого правителя мира, который придёт незадолго до "дня Воскрешения" (или Судного дня), провозгласит новый Коран и установит новый шариат. Эту ветвь исмаилитов стали называть "семиричниками", а со второй половины IX в. - карматами (т. к. их предводителем был, исмаилитский проповедник по прозвищу Кармат).

ФАТИМИДСКИЕ ИСМАИЛИТЫ.

Исмаилиты, в 909 г. пришедшие к власти в Северной Африке и продолжавшие признавать имамами потомков Мухаммада ибн Исмаила, получили название фатимидских исмаилитов. История основания халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, такова. На рубеже IX и Х вв. миссионеры из Саламийи разнесли молву, что Спаситель уже появился и что он - исмаилитский имам Убайдаллах. Этот имам попытался использовать восстание карматов в Ираке и Сирии для захвата власти.

После неудачи сирийского восстания (900-902 гг.) Убайдаллах бежал в Египет, а оттуда в Магриб. Здесь уже назревало восстание берберских племён, недовольных политикой местных правителей Аглабидов. Подстрекаемые исмаилитскими проповедниками, берберы восстали и свергли Аглабидов, а затем Убайдаллах был провозглашён имамом-халифом.

После покорения Египта в 969 г. в руках Фатимидов оказались большие финансовые и людские ресурсы, которые они использовали для расширения границ исмаилитского халифата и ведения пропаганды за его пределами. К концу Х в. под властью Фатимидов находились большая часть Магриба, Египет, Палестина, Сирия и Хиджаз, а тайные организации фатимидских исмаилитов были широко распространены в других регионах мусульманского Востока.

Существование халифата Фатимидов (они правили в 909-1171 гг.) привело к окончательному размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами. Предводители карматов, хотя и поддерживали отношения с фатимидскими правителями, не признавали их власти над собой и их претензий на имамат. Заметно отличались и социальный строй, и хозяйственно-бытовой уклад, и духовно-нравственная атмосфера халифата Фатимидов и карматского государства, основанного в Бахрейне.

Сейчас, в начале XXI в., шиизм является государственной религией Ирана; 85% населения этой страны - шииты. В Ираке они составляют практически половину населения, аналогичное положение сохраняется в Йемене. Значительным влиянием пользуются шииты в Ливане.
СУННИТЫ

Немалую роль в разделении ислама на течения и направления сыграла Сунна. Представители большинства именовали себя "людьми Сунны и согласия" (ахл ас-сунна и ва-л-джамаа). В их среде считалось, что именно они точно следуют Корану, установлениям Мухаммада и его сподвижников. Эти люди стали называть себя суннитами, считая, что именно они будут той единственной группой, которой суждено спасение в конце мира.

Объявив себя последователями правой веры, суннитские авторитеты стали рассматривать инакомыслящих как "заблудших" (ахл ад-далала). Но оппоненты суннитских вождей из-за отсутствия единых критериев правоверия ставили под сомнение их аргументы. Да и сами сунниты не представляли собой сплочённого лагеря единомышленников, и каждый улем-суннит мог претендовать на то, что именно он придерживается "правильного" вероучения.

Суннитским улемам, которые вели длительную борьбу за религиозное единство общины, пришлось выработать единую идейную платформу, отвечавшую запросам верующих и имевшую непосредственную связь с "благой стариной". Это всегда считалось в исламе явным признаком правоверия. В ходе длительной борьбы за влияние среди верующих суннитские улемы сформулировали догматы, признание которых они рассматривали как следование "правильным путём".

Среди суннитов наиболее непримиримыми ревнителями правоверия выступали ханбалиты (основатель - Ахмад ибн Ханбал, IX в.), требовавшие неукоснительного следования букве, а не только духу религиозного предания. Добиваясь сохранения чистоты веры, ханбалиты тщательно регламентировали повседневную жизнь мусульман, устанавливали строгие границы дозволенного и недозволенного.

ХАРИДЖИТЫ

Хариджиты (от слова "хаваридж" - "вышедшие", "восставшие") были убеждены, что божественная воля проявляет себя через умму. В VII в. они считали общину единоверцев воплощением правды и справедливости и готовы были признать власть того, кого изберёт община. Они пытались провести в жизнь принцип выборности халифа, подчинить правителя воле народа, утвердить высокие моральные требования к поведению всех мусульман.

Хариджиты обвиняли верхушку уммы в лицемерии, обогащении за счёт единоверцев, в нарушении социальной справедливости, которая виделась им в равенстве всех соплеменников, а теперь - всех мусульман.

Для крайних хариджитов, именовавших себя "людьми рая" (т. е. теми, кому заведомо уготована жизнь в раю), верующий - это человек, целиком отдавшийся Богу и делами оправдывающий своё избранничество. Не согласных с ними хариджиты вообще не признавали верующими. Более умеренные группировки хариджитов соглашались признать нехариджитов верующими в единого Бога, но всё же отказывали им в праве именовать себя истинно верующими (мумин). Крайние хариджиты исключали грешников из числа верующих; умеренные хариджиты, прозванные "прощающими", готовы были считать грешника верующим, если он раскаивался и целиком посвящал себя благим делам.

Хариджиты вменяли в обязанность верующим строгое соблюдение религиозных предписаний, нестяжательство и ограждение от вероотступников и лицемеров. Они готовились к скорому концу света, очищению лика земли от "людей ада". Подобного рода настроения находили благодарный отклик у значительной части верующих.

МУРДЖИИТЫ

К VIII в. среди мусульман оформилась группировка мурджиитов ("откладывателей"). Они не брали на себя смелость судить о том, кто имеет больше прав на власть, призывали "отложить" рассуждения о достоинствах и недостатках халифов до встречи с Аллахом, который предписывает одним власть, а другим - подчинение.

Мурджииты не придавали особого значения поступкам человека и признавали мусульманином всякого, кто сохраняет в сердце веру в Аллаха, даже совершив тяжкий грех. Более того, они утверждали, что мусульманин, совершивший греховное деяние, если и попадает после смерти в ад, то не навечно: он будет освобождён из него через определённый период искупительных страданий по заступничеству Мухаммада и его сподвижников. Вера в Аллаха гарантирует, что мусульманин останется мусульманином, даже если он будет по неведению либо по жизненной необходимости соблюдать обряды идолопоклонников или иноверцев. Все члены уммы равны, и по делам верующих нельзя судить, кто обладает большей верой или стоит ближе к Богу.

Таким образом, мурджииты стремились не только избежать опасностей внутриобщинного раскола, но искренне воспринимали умму как "святой народ", во всех делах которого проявляется божественное участие. Вера в то, что каждому мусульманину гарантируется уже в силу его принадлежности к умме особое попечительство Бога, выразил поэт Сабит Кутна (VII в.), заявивший на одном из частых диспутов между хариджитами и мурджиитами: "Я заключил союз с Богом и если останусь верен Ему, то буду наслаждаться в раю вместе с мучениками. Я не допускаю мысли, чтобы один грех сравнял с неверующими того, кто верит в Единого Вечного Бога".

БОГОСЛОВИЕ В ИСЛАМЕ

Среди тех, кто вёл ожесточённую полемику по вопросам веры, в конце VII - начале VIII в. выделились две противостоящие группы -и джабраиты и кадариты. Представители этих групп, сложившихся среди городского населения Ирана и Сирии, занялись обсуждением вопросов, связанных не только с борьбой за власть, но и с потребностью интеллектуального развития уммы.

ДЖАБРАИТЫ. Позиция джабраитов (от слова "джабрийа" - "защитник божественного предопределения") основывалась на представлении о том, что в силу безграничности власти Аллаха жизнь человека со всеми её превратностями предопределена. Для джабраитов Аллах становился орудием грозного рока, вершителем неотменяемого приговора, "того, что суждено, записано в небесной скрижали". Они пытались доказать, что греховность и праведность не зависят от воли человека, а навязываются ему извне.

КАДАРИТЫ (от слова "кадарийа" - "защитник воли, ответственности") пытались преодолеть языческое представление о Боге, заключавшееся в следующем. Бог обладает взаимоисключающими чертами: Он - неумолимый вершитель решений, и от них никто не может уклониться, но в то же время Бог терпим к слабостям человека, которого сотворил "из праха земного" и которому заставил поклоняться даже ангелов, сотворённых "из чистого огня". Кадаритов заботила моральная сторона отношений Бога и человека, осознанная ими проблема: как Бог может наказывать человека за дурные поступки, совершённые по Его же воле?

По мере усложнения общественной жизни отношение верующих к Богу изменялось, становилось всё более личным. Они обращались к Богу уже как личности, а не как безликие члены уммы.

Кадаритско-джабраитская полемика привела к возникновению исламского богословия. Словом "калам" еще раньше обозначали способ выявления истины в полемике. Теперь этот термин стал применяться к вполне определенному виду интеллектуальной деятельности: к строгому и последовательному рассмотрению Божьего слова - Корана.

Источник: http://religion.rin.ru

2INDIA.RU - главная страница сайта

Туры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии

Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии


1. Туристическая компания «ТурПлюс»

Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!

Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!

Телефоны:
+7 (495) 785-88-10 (многоканальный)

Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>

2. Туристическая компания «Мир странствий»

Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.

Телефоны:
+7 (495) 783-80-20 (мн.),
+7 (495) 782-32-85 (мн.)

Сотрудничество, общие вопросы по Индии: info@2india.ru

Контактная форма:

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

Имя *
E-mail *
Ваши пожелания, вопросы *
Ваши заявки обрабатывают сотрудники туристической компании «ТурПлюс»
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |