Современные исследователи нередко отмечают, что в древней Индии отсутствовали исторические хроники - и если даже они существовали, то ни одна из них не дошла до наших дней. Поэтому сведения, имеющиеся в распоряжении историков, имеют фрагментарный характер и не позволяют восстановить целостную картину развития Индии до времен мусульманского завоевания. Известны лишь общие контуры этого развития, позволяющие утверждать, что оно значительно отличалось от развития стран Передней Азии. Необходимо, впрочем, оговориться, что мы будем рассматривать, в основном, историю Северной Индии, Хиндустана, - поскольку история Хиндустана известна намного лучше, чем история Юга.
Главным фактором, обусловившим своеобразие индийской истории, было изобилие, дарованное Индии природой. Необъятные просторы благодатных равнин, теплый и влажный климат, широкие реки, несущие плодородный ил - в представлении народов, живущих на западе, Индия была раем. Но главное богатство этой страны заключалось в рисе - заливной рис давал три урожая в год; эта культура была намного продуктивнее пшеницы и могла прокормить намного более многочисленное население. Экологическая ниша Индии была огромна, и вся история этой страны была историей освоения необъятных равнин. В то время как на Ближнем Востоке эпоха первоначальной колонизации давно подошла к концу и люди сражались за клочок земли и кусок хлеба - в это время в Индии царило изобилие и крестьяне не знали, что такое голод. В то время как на Ближнем Востоке история пульсировала в ритме демографических циклов, в Индии продолжалось постепенное заполнение экологической ниши; численность населения росла и поступательное развитие прерывалось, по-видимому, лишь вторжениями внешних врагов.
В конце V века на Индию обрушилось нашествие кочевников из Великой Степи; вторгшиеся племена назывались белыми гуннами или эфталитами. Вождя эфталитов Тораману отождествляли с богом разрушения: "Этот страшный враг человечества избивал всех и не знал ни жалости к детям, ни уважения к старикам", - говорит предание. Нашествие сопровождалось массовым истреблением населения, по словам китайского путешественника Сюань Цзяна, при завоевании долины Инда царь эфталитов захватил 900 тысяч пленных, 300 тысяч из них он приказал перебить, 300 тысяч утопить в Инде и остальных раздал своим воинам. Многие города были разрушены; характерно, что слово "нигама", означавшее прежде "город", в эту эпоху приобрело значение "деревня". Сюань Цзян, посетивший Индию через сто лет после нашествия, описывал многочисленные развалины городов и храмов. От Паталипутры, некогда "величайшего города" Индии, "остались только основания древних стен. Храмы дэвов и ступы, которые все лежат в развалинах, можно насчитать сотнями. Только два или три строения остались целы". Вместе с тем, Сюань Цзян писал о богатстве страны: "В укрепленных городах живут лишь немногие жители, но селения густо населены. Почва богатая и плодородная, урожаи зерна обильны". Характерно, что некоторые индийские исследователи объясняют упадок городов не сколько вторжениями варваров, сколько прогрессом земледелия: именно в это время стали использовать рисовую рассаду и изобилие в деревнях привело к оттоку населения из городов.
Во времена Сюань Цзяна большую часть Индии еще занимали девственные леса; иной раз они тянулись на десятки и сотни километров. Редкие деревни были окружены участками отвоеванной у джунглей пашни; поля приходилось оберегать от наступления дикой растительности и защищать от набегов лесных зверей. Расчистка участка в лесу была под силу лишь сплоченному коллективу; обычно это была группа родственных семей или большая семья. Крестьяне рыли водоем для дождевой воды или перекрывали плотиной маленькую речку; от водоема на рисовые поля отводили оросительные канавы - так создавалась небольшая ирригационная система, вокруг которой сосредотачивалась вся жизнь общины. Необходимость коллективного труда по расчистке леса и орошению полей объясняет прочность индийской общины - во многих районах община сохранилась до нашего времени. Первое время после основания деревни все общинники трудились вместе; позже, когда община разрасталась, производили раздел полей; в некоторых общинах поля поначалу периодически переделялись - но со временем наделы прочно закреплялись за семьями. В случае необходимости семья могла продать свой надел, однако община старалась не допускать в свою среду чужаков, и обычно надел покупали родственники или соседи.
Общинники были связаны родственными отношениями и обычаями взаимопомощи; членов общины нередко называли "братьями". Важнейшие дела общины решала деревенская сходка, но главная роль принадлежала общинному старосте, писцу и жрецу. Староста отвечал за сбор налогов и представлял общину в сношениях с властями; писец вел учет налоговых взносов и земельных угодий; жрец совершал обряды в деревенском храме. Пришельцы со стороны не пользовались правами общинников, но они могли наниматься к ним на работу или арендовать землю. Община содержала ремесленников - горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, а так же сторожей и пастухов. В целом, индийская община представляла собой замкнутый, самообеспечиваемый коллектив, и власти старались не вмешиваться в его жизнь - они лишь требовали с общин налоги.
Со временем община разрасталась и производила выселки, таким образом появлялись группы родственных деревень, крестьяне которых принадлежали к одной этноконфессиональной общности - касте. Слово "каста", "джати", буквально означает "происхождение" и указывает на изначально родственные связи членов касты; их объединяли так же общие обычаи, социальное положение, правило, по которому браки заключались только внутри касты. Кроме земледельческих каст существовали касты священнослужителей (брахманов), воинов и ремесленников; профессиональные касты ремесленников напоминали европейские цехи - они передавали секреты своего мастерства по наследству и старались не допустить в свою среду посторонних.
В начале эпохи средневековья Индия была разделены на множество враждующих между собой княжеств. Эфталиты и пришедшие с ними племена гурджаров закрепились в степях Раджастхана; здесь образовался внутренний кочевой очаг, островок Великой Степи, откуда кочевники совершали набеги на окружающие области. В IX веке великому вождю Михиру Бходже удалось объединить степные племена и обратить их от внутренних войн к внешним завоеваниям. Кочевники овладели всей Северной Индией и создали здесь мощное государство, существовавшее около столетия. В середине X века, как это обычно бывает с государствами степняков, оно распалось на племенные княжества. escortdate
Племенные или клановые княжества Хиндустана были обычно небольшими, в позднейшем территориальном делении они известны как парганы, "округа", или "чаураси" - буквально, "84 деревни". Князь-"раджа" выделял своим "сыновьям", "раджпутам", "грасы" ("доли") в 10, 12, 18 деревень; впоследствии эти доли дробились между наследниками и иногда составляли 1/3 или 1/9 деревни. Права раджпутов над подчиненными общинами заключались в получении части налога и во владении участками земли, которые обрабатывали арендаторы или рабы. Раджпуты обитали в небольших замках и проводили жизнь в ожесточенных межклановых войнах. Войны препятствовали восстановлению экономики страны, города по-прежнему лежали в развалинах, торговля почти прекратилась. Если прежде в Индии в изобилии чеканились золотые и серебряные монеты, то в этот период серебряные монеты стали редкостью, а золотые вообще исчезли из обращения. Бируни, который посетил Индию в XI веке, свидетельствует, что страна была покрыта лесами; в Доабе (двуречье Ганга и Джамны) деревня от деревни находилась на расстоянии в пять фарсахов, то есть в 30-35 километров.
Анализируя экономического состояния Индии в VII-XII веках, необходимо отметить, что главным фактором, определявшим развитие страны, была большая вместимость экологической ниши. Обширные пространства плодородных земель в сочетании с исключительно продуктивной культурой заливного риса обеспечивали возможность для прокормления огромных масс населения. В то время как на Ближнем Востоке история уже давно пульсировала в ритме демографических циклов, в Индии еще продолжался процесс первоначальной колонизации. В то же время, трудность освоения тропических лесов до некоторой степени замедляла этот процесс и оказывала существенное влияние на формирование сплоченной крестьянской общины. Другим важным фактором индийской истории были вторжения кочевников из Великой Степи. В результате подчинения крестьянских общин раджпутами в Северной Индии сформировалось сословное феодальное общество с характерными для него чертами раздробленности и феодальной анархии.
Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.
Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!
Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!
Телефоны: +7 (495) 785-88-10 (многоканальный)
Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>