2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале. Тел.: +7 (495) 785-88-10 (мн.)
2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале.
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |
  Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа).
Оформление визы в Индию >>>  

Туризм и отдых

Туры в Индию

База отелей Индии

Визы в Индию

Авиабилеты в Индию

Путеводитель по Индии

Фотографии Индии

Достопримечательности Индии

Недвижимость и аренда вилл

Гоа (Goa)

Керала (Kerala)

Индийское искусство

Религии Индии

История Индии

Статьи об Индии

Вопросы и ответы

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Туры во Францию


Rambler's Top100

Поход к притокам Ганга.

Итак, Отказ. Аэрофлот отказал в переносе даты вылета. Консульство тоже не помогло. А в запасе времени остается целая неделя. Что делать? Жариться в Delhi?(Дели-столица Индии). Одного дня хватило, чтобы познакомиться с этим. Надо что-то делать. Гималаи мне понравились в наш первый выезд. Горы высокие. Снега близко. Природа и погода на высоте 2000 метров очень похожи на наши Южно-Уральские. Решил выехать еще раз. Побежал покупать снаряжение. Но лучше нашего российского не найдешь. Беру, что есть…

  • Рюкзак ~ 70литров-750Rs (на проверку хлипким оказался),
  • ножик перочинный-75Rs (потом оказалось- огурец не разрежешь),
  • иголку с ниткой не нашел,
  • веревку не нашел.
  • Карта-схема штата UTTARACNAL
  • Одеяло купил в RISHIKESH и там же продукты:
  • Заварку-чай
  • Рис-0,5кг
  • Лук-5шт.
  • Сахар-0,5кг.
  • Помидоры-0,5кг.
  • Огурцы-1кг.
  • Соль-0,5кг

Наметил маршрут: съездить в местечко KHAHA TAL. Там на схеме обозначена трекинговая тропа и высокогорное озеро 3420м. над уровнем моря. (По нашим понятиям плановый маршрут). Пешки ~15км. в один конец с перепадом высот ~ 1,5км

Утром старт. Ухожу из отеля в 7.00. Без завтрака. Через 100м. вижу: свободный моторикша дрыхнет. Почесал его за пятку. Не проснулся. Пошел дальше. Идущие за мной индусы разбудили водителя и через 5м. он догнал меня пешком. Торгуемся. Цену проезда я не знаю, но в прошлый наш приезд маршрут автовокзал-ж.д.вокзал нам обошелся в 80Rs. Цену сейчас я сбил против запрошенной в 3 раза. Подъезжаем к busstation(автобусной станции). Здесь уже многое мне знакомо. Шум, гам, кондукторы выкрикивают названия конечных пунктов. Один кричащий спрашивает меня: Куда? В HARIDWAR. Все. Хватает меня за руку. Ну, думаю, повезло. Идем, идем мимо автобусов. BUS.DUS!? спрашиваю. Оказывается он ведет меня к одному из турбюро, которых здесь великое множество. Запрашивают 240Rs. Я еду по этому маршруту Delhi-Haridwar третий раз, знаю: цена билета 95Rs. Говорю 100Rs. Сбрасывают до 180. Поворачиваюсь. Бегу искать BUS (автобус). Повезло. Автобус уже уходит. Сажусь на последнее место. Билет покупаю у кондуктора за 97Rs. Все. Я в пути.

У меня еще есть вторая цель данного путешествия: заехать в Devaprayag (где у нас 24.04.03 украли рюкзак), узнать результат поисков. Это удлинняет мой маршрут ~ на 80км горных дорог (подъезд). Но, посмотрю интересный новый район и вторую из двух рек (Bhagirathi River) образующих Великий ГАНГ.

Снова узкая дорога. Левостороннее движение, дорога заполнена велорикшами, моторикшами, Автомобилей меньше, много тракторов с прицепами, полными людей и груза. Шум, гам. Звуковая сигнализация разрешена. Уже по звуку ясно, кто тебя догоняет: мотоциклист, легковое авто, "bus" или "Трек" (грузовик). Водители здесь лихие. Автобус идет быстро (средняя скорость~35…40км/час, иногда достигает 65км/час). "BUS" практически всю дорогу идет по центру дороги или по встречной полосе и иногда кажется, что движение здесь правостороннее. Встречные велосипедисты, мотоциклисты жмутся к краю дороги, иногда сворачивают на обочину. Похоже, здесь действует основное правило ДД: прав тот, у кого машина тяжелее. Но расходятся авто всегда правыми бортами. Интересно наблюдать, когда встречаются равные по весу автомобили. В общем то, водители здесь уважают друг друга. И в первую свою поездку я не увидел ни одной аварии. Даже был удивлен. Прошло три недели, и оказывается аварии бывают. Два "крутых" грузовика не смогли разойтись на 10см - водительские стороны разодраны. Легковушек не видел аварийных - видимо они уважают грузовики и уступают им дорогу. Но если встречается тяжело груженый велорикша или трактор (попутные), они не уступают дорогу и автобус сзади сигналит и сигналит. Здесь, видимо есть, своя система звуков: и требовательные и предупреждающие и благодарственные.

Природа рядом с Delhi вся ждет влаги, рыжая от жары. Чем дальше к северу (ближе к горам), тем зелени все больше. Природа как бы оживает. И дома становятся красивее. Одноэтажные, личные. На окраинах Delhi они какие-то унылые, а здесь дома как бы распрямляют плечи, становятся красивее. Может быть это природа скрашивает. По сторонам дороги (именно на этом участке) часто встречаются 2х-3х метровые пирамиды, часто недостроенные, из навоза. Строительство ведется как "иглу" в заполярье, из лепешек. Внутреность пирамиды заполняется навозом. По мере высыхания высота строения увеличивается. Корова в Индии - священное животное. Видимо держат их как раз для производства органических удобрений. Корова может спокойно лежать на дороге. Никто ее не беспокоит. Коровы поставляют только молоко для приготовления чая. Нигде не видел в продаже сыра, масла и тем более мяса. Коровы не молочные. Коров пасут, но выглядят они как дикие животные.

Еду в Haridwar - центр буддизма. Всюду встречаются символы буддизма: изображения будды, молельни. Встречаются паломники - сухие старики (в основном), в руках бамбуковая палка, на поясе котелок из нержавейки с водой, через плечо одеяло. Идут босиком, в чалме. Одежда яркая, оранжевая, красная. На этом участке дороги они теряются в толпе, а далее на горных дорогах они будут очень заметны. Центры буддизма находятся в Haridwar, в Rishikesh, в горных монастырях в Гималаях.

Вот и Haridwar. Время 14.30. Автобусов до Devaprayag нет. Туда идут автобусы только утром. Что делать? Путешествую я уже четвертую неделю по Индии, а в одиночку четвертый день. Принял к действию правило 1: безвыходных положений не бывает, надо только сделать выдержку и немного подумать. Поеду в г.Rishikesh - 26км. в нужном направлении, есть автобус. Дорога пошла по холмистой местности. Из окна видны ручьи с прозрачной водой. За Rishikesh Гималаи встают стеной и дорога входит в горы. После "busstation"- автостанции иду пешком (trekking) по г.Rishikesh, закупаю продукты, одеяло. Выпил чаю. Что-то нет воды, не вижу и общественных кранов, труб с водой. Покупаю два литра питьевой воды (2х литровая бутыль)-18Rs. Доволен собой, природой и всем на свете. Все складывается удачно. Палатка есть. Поставлю, переночую. По автодороге втягиваюсь в горы. Подъем заметный. Моторикши предлагают услуги. Оказывается здесь за окраиной городка много монастырей и, в связи с этим, много сервиса: отели, магазинчики, рестораны, краны с водой. Тянется все это вдоль реки Ганг около 3х км. Впечатляет. Красиво и оригинально. Постепенно приближается 19.15- время захода солнца. Здесь темнеет быстро. Попутных машин почти нет. Рассчитывал я на автобусы или грузовики. Иду еще пару километров. Обгоняет грузовик, но не останавливается. Захожу за поворот. Грузовик стоит, водитель отдыхает. "Возмете?"- "Ask in"(спроси его)- показывают на водителя. Он разрешает. Едем в кабине вчетвером: водитель, помощник, пассажир и я. Машина тяжелогруженая, дорога узкая, горная. Скорость не более 20 км/час. Эти 65 км едем 3 часа с остановками. После заката подача звуковых сигналов автомашинами прекращается, вся сигнализация световая. По склонам каньона много огоньков. Оказывается все горные склоны равномерно заселены. Все пригодные для землепользования участки обработаны и расположены они ступенями. За проезд 65км. заплатил 40Rs (стоимость билета автобуса).

В г.Devaprayag подошел к полицейскому, зашел в полицейский участок. Здесь я второй раз. (Первый раз мы были вдвоем 25 и 26 апреля). Лица знакомые. Вспоминают нас. На вопрос о рюкзаке - ответ отрицательный. Предлагают переночевать на дощатом настиле - время уже по нынешним меркам позднее - 22.00. Стелю свое одеяло и ухожу погулять на 20 минут. Смотрю на слияние рек Алакнанды (Alaknanda river) и Bhagirathi River. Это начало Великого Ганга (Ganga river). На стрелке святое место, оборудованное смотровыми площадками. Сейчас здесь тихо, пустынно - время позднее. Уровень воды в реке понизилзя по сравнению с 25.04. Порог в устье Bhagirathi River потерял свою сложность 5к.с. Сейчас сложность - не более 4к.с. Постояв 10 минут, ухожу в полицейский участок спать.

Уезжаю на автобусе. Место мое у окна. Наблюдаю реку Bhagirathi River. Дорога горная узкая. Если встречается встречный авто, то даже на расширениях дороги они проходят медленно, едва не задевая друг друга. Мелких поселений много. "BUS" часто останавливается и меняет пассажиров, которые по мелким тропам уходят вверх и вниз от дороги. Все склоны равномерно усеяны жилищами, иногда встречаются скопления домов. На реке пороги 3к.с., возможно 4к.с. Вскоре долина расширяется и смотрится как громадный оазис среди гор. Река виднеется где-то вдали, внизу в 3…4х км. Спокойно течет по дну долины. Незаметно переваливаем горный хребет и начинаем спускаться в долину другой реки. Поселок KHADI (пункт посадки на другой авто) я не заметил т.к. он оказался не конечной станцией этого рейса. Дорога пошла шире. Через 1км. кондуктор спохватился и высадил меня, т.к. мне надо в горы. (в другую сторону). Не повезло мне? Стою на дороге, расcпрашиваю про г.UTTARKASHI (райцентр) и как туда добраться. Не прошло и 5минут, идет автобус, голосую и сажусь до UTTARKASHI - до городка, расположенного очень близко к началу пешей части намеченного маршрута. Повезло? Посмотрим. Подъехал до городка, закупил лук (5шт), перекусил. Сегодня решил ночевать на природе, в палатке. До начала пешей части, до п.BUKKI по автодороге 40км, светлого времени еще 2 часа. Автобусов сегодня нет. Решил идти пешком, ловить попутку. Но пристал парень на мотоцикле ко мне: тебе нужна "room"(комната) на ночь, "у меня есть отель". Я, пока ходил по райцентру, нашел зарешеченный магазин, продают ром, виски. Молодые парни берут. На выходе из города они мне попались. Где дорога? Мне пытаются объяснить, но языки у всех "лыко не вяжут". Здесь же меня догоняет мотоциклист, уже темнеет, и уговаривает к себе в "room". Комната дешевая, отель, похоже, не его, а его отца. Оплату "room" они оформляют и сразу же пропивают. Настойчивость его становится ясной. Повезло мне? Не знаю. Кажется повезло. Гуляю по городу. Нахожу INTERNET, работаю 30минут. Потом из окна третьего этажа наблюдаю за жизнью городка. Все шумит, кипит, светится. Подо мною центральная улица. Но после 22.00. как-то сразу становится тихо. Все успокаивается, замирает. Заканчивается мой праздничный день 9 мая.

Сегодня, пока стояли на дороге (затор, авария на узкой горной дороге), разговорился с каким-то менеджером по туризму. Удивляется, как можно путешествовать, как я? Русского языка он не знает. Объясняемся на английском. Восхищается нашим президентом Путиным В.В. Вот кто знает много языков. Вам надо так же. Я отмечаю, что наш президент знает "дойч", а "english" меньше. Менеджер спрашивает какой у нас государственный язык (у них в Индии- четыре). Я говорю - русский. А второй?-спрашивает. А вторых(или первых?) у нас много. По английски объясняю ему, что есть башкирский язык, что UFA - capital Башкортостана. Понял он или нет, но свою обязанность как житель Башкирии, я выполнил- рекламирую Башкортостан. Хотя, как я понял, все они больше знают USSR, а не RUSSUA и слово MOSCOU для них говорит больше чем другие слова. В конце концов, я говорю ему, что по употреблению языков в России, пожалуй, на втором месте стоит английский язык. Он уходит довольный: "Good, good".

Два дня из запланированных шести закончились, а до начала пешки еще 40км. по автодороге. По расписанию в сторону гор есть автобусы в 5часов, 7 часов утра и далее. К 6.00. утра я на автостанции. 7 часовой автобус идет далее п.BUKKI. Везет мне? Посмотрим. Цена билета 21Rs, ~0,5Rs за 1км. Перекусываю, покупаю сладости (пачку печенья). Едем 2 часа. Наблюдаю за рекой рядом с дорогой Bhagirathi River все 40 км. Из них 30км - сплошные пороги 5к.с. с небольшими разрывами спокойной воды.

Старт пешей части в 9.30. Кажется все идет по задуманному плану. Река бурлит в 70м. ниже по уровню. Вижу висячий мост. Тропа к нему прерывается обрывами. Нахожу другую тропу к мосту.. Спуск (уклон) ~ 45. На другой стороне реки видно селение и небольшое ущелье. У меня есть карта-схема. На ней обозначена "трекинговая" тропа т. е. тропа планового маршрута ~ 15км. и в конце тропы озеро KHAHA TAL. Тропа идет вдоль левого притока, по его левому берегу. После моста сразу крутой подъем, но здесь тропа идет траверсами, выложена камнем. Как тротуар в городе. Вижу селение. Развилка. Навстречу идет странник (паломник). Спрашиваю его о дороге. Показывает на рот. Я тоже говорю: "English минимум". Рядом крестьянка. Показывают мне в сторону селения. Дома неплохие одноэтажные, обшиты досками. Видимо сказывается близость хорошего леса. Пацаны сидят у входа. "KHAHA TAL где?"-спрашиваю, указывают мне вверх по течению реки, куда уходит вторая тропа на развилке. Ухожу. Почему странник и крестьянка показали в сторону селения? Задним умом соображаю, что паломник просто хотел есть. Было утро и он видимо был голоден. Вот ведь истина: "Сытый голодного не разумеет". Я ведь тоже, подходя к "забегаловкам" показывал раньше на рот, потом выучил слова breakfast(завтрак), dinner(обед). Иду 25минут, крутой подъем. Рюкзак ~15кг.( с водным походом не сравнишь там 45кг.), но решаю облегчится, съедаю огурец 400г. и немного чая. На правом берегу Bhagirathi River на притоке виден красивый водопад, в несколько ступеней, одна из которых ~ 70м. отвесная, вода в воздухе почти рассыпается в пыль. Еще 22 минуты крутого подъема и я на смотровой площадке. Здесь, видимо, плановые туристы любуются водопадом и каньоном Bhagirathi River - второй составляющей Великого Ганга. За две ходки набор высоты ~ 300м. Еще 8 минут более плавного подъема и я переваливаю в долину левого притока, вдоль которого пойдет тропа. Крутой подъем прекратился, тропа (почти мостовая улица) гуляет то вверх, то вниз. Идти приятно. Не жарко. Как у нас на Южном Урале в разгар лета. Встречаются ручейки, чистые, но пить опасаюсь. Вода есть в бутылке в рюкзаке. Сосны, пихточки, березы, начали встречаться широколиственные клены. Кругом цветы белые. Иду как у себя дома. Мысли разные. Обдумываю рассказы будущие. Что мне осталось делать? Только рассказывать т.к. нет ни видео, ни фото. Что ж надо запоминать. Ходка 44мин.

Вот и поляна. Вижу палатки и строения. Навстречу выходит индус молодой. Кажется, это база планового маршрута. На пригорке метеостанция, меряется скорость ветра, уровень осадков. Индус объясняет мне: идти то ли 11км. то ли 16км. (потом я понял, смотря куда идти, KHAHA TAL - оказалось понятие широкое). На поляне сбиваюсь с тропы, т.к. подлеска нет, и сразу забираю в гору. Тропы нет. Слышу шум. Снижаюсь. Здесь живет семья, возможно не одна. Маленькие девчонки, увидев меня, бегут к взрослым. Подхожу, спрашиваю. Показывают дорогу, махая куда-то вниз. Один молодой привязывается: дай закурить, незаметно обшаривает рюкзак. Вот, думаю, привязался. No, говорю, не курю - спортсмен. Покажи - говорит паспорт - NO. Катись думаю подальше, а послать вслух опасаюсь- завтра идти обратно. Устанешь говорит он, показывает, что идти еще долго, часов семь. Ухожу в низ поляны нахожу тропу. "Приятель" остается.

Тропа далее идет с небольшим подъемом. Пересекает несколько притоков. Везде положены бревна. Ходка 60мин. Отдых 20мин. Иду вразвалочку в свое удовольствие, расслабившись. Тропа хорошая. Разные мысли лезут в голову. Видимо за такую походку менты в России меня часто и хапают в городе. Потом, правда, отпускают, никогда не извинившись. Один правда посоветовал ходить ровнее. Совет хороший, но мне удобнее, по своему. Впереди бревно через речку-приток. Сосредотачиваюсь. Мне достаточно нескольких секунд. Пять метров по бревну и снова не думаю о тропе. А она выложена вся булыжником, местами только бровки обозначены - удобно! Подъемы как по лестнице. Все хорошо!? Так не бывает. Начинает рваться рюкзак, приобретенный на R-базаре. Небо хмурится. Кажется, дождь начинается. Уклон (подъем ) резко увеличивается до 45. Тропа идет траверсом. Становится прохладно. Надеваю легкую онораку. Угол подъема уменьшается до 1 : 10. Через 1,5 часа начинаю присматривать место на ночь. Но нет воды. Вот вижу два подходящих места. Но светлое время еще есть, а озера все не видно. Темнеет здесь быстро в 19.15. В 18.00 выхожу на поляну к двум парням. Громадная палатка-навес, внутри горит костер. Пасмурно, и парни в теплых куртках. Видимо это стоянка для плановых туристов. И рядом метео приборы. Спрашиваю где озеро. Показывают направление- 2км. Трекинговая тропа еле заметна-следы на глине, мостик из бревен, местами плоские камни. Ухожу вверх по ручью, по камням. Иду быстро: холодно и темнеет. Но вот заряд снежной крупы меня останавливает: на сегодня достаточно. Небольшой клочок ровной земли среди камней-булыжников. Рядом несколько сухих деревьев. Уровень снегов по северным склонам я давно уже превысил. Впереди и сбоку горы безлесные, все покрыты снегами, впереди чистыми белыми сверкающими, сбоку уже чуть грязноватые, подтаявшие. Ставлю палатку. Вопрос что важнее по времени заготовить дров или поставить палатку? Снаряжение все водопротекаемое, сухого в наличии только городская одежда. Накрыв все тентом от палатки, бросаюсь за дровами. Небольшая охапка веток и вновь занимаюсь палаткой. Пальцы мерзнут и не гнуться. Палатка без растяжек, полубочка. Залезаю в палатку и срочно надеваю сухую одежду. Сижу. Дождь не сильный, но холодный стучит по палатке. Что делать? Проходит 20 минут. Дождь стихает. Вылезаю. Снежная крупа растаяла. Мой хворост не совсем мокрый, но гореть не хочет. Уже темно. Куда сую горящие спички, не вижу. Везет мне или не везет? Собою прикрываю огонь от ветра. И вдруг вижу на костре тень от моей головы. Что такое? Луна! Половинка. Прямо над головой. Ведь здесь почти экватор! Вырываю из дневника чистую страничку. Помогло! Горит! Нахожу толстые сухие ветки, пенек. Становится уютно у костра. Дождя нет. В свете луны белеют снега. Звезды появились в просветах между облаков. Горячий чай, овощи и лепешки. Что еще надо. Хочется кого-то позвать из палатки. Все сделано, все хорошо. Но никого нет. Я один. Просыхаю и укладываюсь спать. Ночью очень прохладно. Уже отвык спать в холоде. Да и снаряжение мое, собранное наспех в Delhi, Rishikesh оставляет желать лучшего. Складной нож не режет даже огурца! Приходится чистить огурец десертной нержавеющей ложкой. Но все равно хорошо. Я на высоте 3700м. рядом с вечными снегами.

Ходовое время за день:
25м+22м+8м+44м+60м+60м+30м+30м+60м+30м=6ч09м

Утро вечера мудренее. Подъем в 6.00. Передо мной горный цирк. Пока солнце за горой, горы все светлые, белые от снегов. Едва показывается солнце из-за вершины и все исчезает, остаются одни силуэты, а в стороне, освещенной солнцем горы без снега. Все прекрасно. Костер за ночь совсем потух. Собираю несколько веточек, пытаюсь разжечь костер. Коробка со спичками смята еще в долине, они лежат россыпью в кармане. Одна другая третья. И вдруг обнаруживаю, что костер не хочет гореть, а спичек осталось всего несколько. Снова рву свой дневник, но то ли бумага отсырела, то ли бес со мной в шутки играет, не горит и все. То ветер дунет, то веточки обрушатся в костре. Последняя спичка и то обломок. Что делать? Может сходить к проводникам (2км назад)? Но что они подумают о наших туристах. Почти дважды мастер спорта по туризму и вдруг такой промах. Шарю руками по пеплу и вдруг чую: есть тепло. Осторожно дую. Есть искра! Все больше и больше. Костер горит! К 8.00 сварил рис на завтрак и на обед, и чай. Так как озера вчера не нашел, решил идти налегке вверх и возвращаться после 12.00. Сегодня вечером надо быть на автодороге.

Выход 8.45. Шел 35минут. Впереди домики, палатки, люди. Подошел. Это альпинисты. Здесь у них база. Оказывается KHAHA TAL -это не название озера, а название горного узла. А озеро я давно прошел. Все интересуются. Приглашают прогуляться на ледник. Отказываюсь, ссылаясь на minimum (недостаток) времени и снаряжения. А так хочется. Но если опоздаю на самолет, то последствия непредсказуемы. Фотографируемся на фоне снежников. Мне дают попутчика-проводника до озера (надо идти вниз). Обмениваемся адресами и уходим. Я налегке, а проводник с рюкзаком. Идет быстро. На сложных местах на голову надевает веревку, протянутую к нижним лямкам рюкзака. В Индии это традиционный способ переноски тяжестей на голове, и здесь в горах тоже. Идем другой тропой. По пути находим олений рог. Проводник показывает озеро. Оно значительно ниже места моей ночевки. С высоты 100м оно не впечатляет, особенно после красоты только, что увиденной. Прощаемся и расходимся.

Обратно до автодороги дошел за 7 часов. Ходки по 60минут и более. Подводит рюкзак. Обращаюсь с ним очень нежно. Но подскользнулся на круглой ветке, прыжок, большая нагрузка и лямка рюкзака лопается. Ремонтирую, теряю время. Снова задумался, шагая, и потерял тропу. Зная, что все левые притоки текут в мою речку, по берегу которой идет тропа, спускаюсь по руслу ручья. Большой уклон, река сплошной водопад уклон 45. Но вот с обеих сторон ручья скальные бомы. Заглядываю вниз: вертикальный водопад 15м. Обход по склону. И так в течении 30минут. Три или четыре 10…15м водопада. И кругом заросли сухих палок. Что это такое? А это бамбук! В это время он не растет. Не сезон. И еще заросли малины. Все руки исколоты. Радуюсь, что колючки маленькие. Ниже в более теплых местах из-за шипов растений подлесок непроходим. По тропе легче. Выхожу на тропу. В 18.30 я на автодороге. Сажусь на попутную автомашину. Вот и гостиница.

Рано утром я в Uttarkash. Днем пересадка в Rishikesh. Вечером я в Delhi. Повезло? Покажет вечер и завтрашний день. Вначале я планировал ночевать на полпути до Delhi в Haridwar.

Правило 2: Проблема резерва времени. Всегда необходим резерв времени. То, что я приехал в Delhi уже в темноте, создало мне дополнительные трудности с размещением. В темноте, в незнакомом городе, трудно найти конкурирующую гостиницу. А сегодня в городе был особый день: центр города вечером закрыт - приехала какая-то правительственная делегация. Повезло мне? Посмотрим.

5. Этюд о Дели - столице Индии

Delhi. Отель. 12мая. Вечер. До 1.00 смотрел телевизор. 128 каналов. Многие программы повторяются. Музыка, клипы, есть новости, один боевик. Убедился, что дата в 24.00 перешла с 12.05. на 13.05. Меня очень беспокоила возможная ошибка в дате. Ведь один неверный промах и в Россию будет трудно вернуться. Аэрофлот не родная мать, а расчетливый бизнесмен, помогает только за деньги, а посольство уже раз ответило: это ваши проблемы. А какие проблемы у посольства?

13 мая. Подъем в 6.00. Не спится. Решил выйти в 7.00. Солнце стоит невысоко. Приятная прохлада ~ 20 C. На улицах небольшое движение. Почти все витрины (магазинчики) зашторены железными занавесами. Шторы открываются снизу вверх. При выходе из гостиницы получаю визитку. Дежурный, по моей просьбе, отмечает на карте-схеме города положение отеля. Замечаю ориентиры: башня с радиоантеннами, высокое здание с надписью VIDEOCOM, кольцевая развязка и треугольники перед ней. (Впоследствии подсчитал подходит 5 улиц звездой). Ухожу. Улицы хорошо просматриваются. Вначале небольшой подъем, затем спуск. Квартала через два на тротуаре, на углу улиц небольшой затор: несколько столов, на одном пекут лепешки, за другим сидит хозяин - небольшая закусочная прямо на тротуаре. Прохожие останавливаются на минуту, перекусывают. Очень удобно и для меня. Две лепешки в масле и небольшая чашка горохового супа ( все на одном подносе из нержавейки) стоит все- 10Rs. Чашка(и не одна)выдавлена в подносе. Холодная питьевая вода неограниченно. Ее разливает в стаканы из нержавейки паренек, который следит, чтобы стаканы были у всех и кувшины были полны прохладной водой. Очень приятно запить жгучий завтрак (видимо в горохе много острых приправ) холодной водой.

Велорикши и моторикши предлагают свои услуги. До Connect Place (площадь воссоединения)- 5км.(по их словам). Прохожу мимо стадиона. Все знакомо. Прошлый раз сюда заглядывал. Хороший стандартный стадион. Футбольное поле, ворота убраны, трава зеленая ровно пострижена. С одной стороны (западной) над трибуной навес. Но беговых дорожек нет. Бегунов, за месяц путешествия, видел всего один раз, недалеко от гор, где погода и температура похожи на наши российские. Утром стадион совершенно пустынен.

Сегодня у меня задача: попробовать обменять рюкзак на R- базаре и найти дешевый автобус до аэропорта. Дохожу до R- базара. Он расположен рядом с Connect Place. И весь под землей, 6 входов, в каждом полицейский и ворота для проверки на "металл". Но все просто: звенит - показал связку ключей - проходи. Поверх базара зеленая лужайка, утром на ней спит много людей, то ли они с вечера спят, то ли недавно прилегли. Вообще, утром спящих людей встречается много даже на каменных мостовых. Тепло и на земле простыть невозможно. Сегодня днем обещали +29…31С (в тени) по здешним меркам прохладно. Еще рано. R- базар открывается в 10.00. Иду, ищу автобус в аэропорт. Сonnect Place видимо одно из центральных мест в Delhi. (Есть еще площадь, где принимают парады). Здесь комплексы зданий правительственных и бизнеса, в том числе "Толстый Марк"- кажется самое старое высотное здание в Delhi. Очень красивы два высотных здания (~ 20-ти этажных) между которыми установлено металлическое перекрытие (незаконченное), которое видимо будет создавать теневое прикрытие. Недалеко от него нахожу автобусную остановку, очень оживленную. Здесь останавливается 781 автобус, который ходит до Международного аэропорта им. Индиры Ганди. Стою, жду. За месяц я загорел, но конечно во мне сразу виден европеец. Подходит индус, заводит разговор. Выясняет, что я русский из России. Он знает языки французский, английский, испанский, но русского не знает. Объясняемся на английском. За месяц я вспомнил много английских слов и даже пытаюсь составлять предложения. Понимает. Разговариваем минут 5. На прощание он говорит: "До свидания" на русском языке без всякого акцента. Дожидаюсь 781 автобуса и ухожу. Время до 10.00. еще есть. Ухожу к югу. Выхожу к парку. Здесь небольшое по нашим меркам, озеро- бассейн. Лодочки на привязи. Трава зеленая ( с нашей не сравнить, наша ярче, сочнее) коротко стриженная. Ходит человек с инструментом, похожим то ли на серп, то ли на косу, размахивает им и подрезает траву до высоты 3см. С утра везде идет приборка. Встречаются даже женщины, подбирают бумажки и подметают - явление в Индии редкое. Обычно женщины работают только в семье.

Хочу подойти к одному из известнейших мест в Индии - "Воротам Индии", но меня не пускают- выставлено полицейское оцепление. Сегодня какой-то особый день. Кажется ждут правительственную делегацию. Любуюсь "Воротами Индии" издали. Но время идет. Скоро 11.00. Необходимо вернуться к R- базару. Солнце уже высоко. Система улиц здесь радиально-кольцевая. Это сбивает мою ориентировку, но к 11.00 я на базаре. Здесь у меня задача: обменять рюкзак: 6 дней назад я купил здесь рюкзак. Тогда мы долго торговались. Цену я сбил против начальной на 20% и он дал мне визитку и на ней гарантию с правом замены. Я сказал ему, что иду в горы на два дня и вернусь через 5 дней.

Молодой человек (лет 30) гордился двумя своими двумя магазинчиками. Шьет он сумки и рюкзаки в своей мастерской. Видимо во мне распознал специалиста и его работники притащили мне шесть видов рюкзаков. Рассматривали мы, как пришиты лямки, где должны быть поясные ремни. Тогда я указал ему на недостатки (по моему мнению) и выбрал средний по объему рюкзак. На проверку в нем оказалось много недостатков, главный из которых - непрочная ткань.

Теперь иду обменивать. По ошибке, а может это мое везение, я подошел к другому магазинчику, рядом и показал визитку - гарантию. Тут же собралась толпа. Подошел хозяин. Показываю рюкзак. Лямки, сверху одна оторвана, снизу обе, ткань пробита во многих местах, пряжка одна сломана. Хозяин смеется, показывая рюкзак своему напарнику. Хорошую проверку прошел рюкзак. А всего-то: два дня в автобусе - подъезд, два дня пешки в Гималаях до высоты 4000м. и один день в автобусах обратно в Delhi. Я говорю: давай деньги (я уже приценился в другом месте). Он: нет - гарантия только на обмен, и показывает большую сумку (рюкзак я отказался брать) в два раза дороже. Доплачивай! Я: денег нет. Он: всего 300. Я: NO, рупий 0. ОН: (отошел в сторону) 200. Я: NO, рупий 0, давай сумку дешевле. ОН (жестами): тебе же большая нужна, бери эту. Пожали мы друг другу руки. "Goodbay".

Обрадованный я побежал в отель. Время двенадцатый час, а уходить надо до 12.00. Время еще 50 минут, успею. Сюда дошел за час, включая время завтрака. Давай побыстрее! Вначале знакомая улица, затем магистраль, где-то здесь я переходил на другую улицу. Солнце прямо над головой, тени почти нет. Где север, где юг. Жарко. Через 30 минут понимаю: что-то не то. Начинаю расспрашивать, и каждый собеседник показывает в разные стороны (впоследствии я понял: они показывали на ближайшую автобусную остановку). Один говорит 2км., другой 5 км. Запутали меня окончательно. Подошел к велорикшам. Показываю визитку отеля. Рвут из рук. Один молодой посмотрел-мнется, не знает где, куда ехать. Пожилой выхватывает из его рук: поехали! Сажусь. Как-то неудобно. Человек старше меня везет, привстает на педалях. Я, бывший велотурист, сижу как не в своей тарелке. Лучше проводил бы меня. А он подъехал к одному мужику, показал визитку, потом к другому. Вижу не знает, куда меня везти. Если бы я знал куда идти сам бы дошел. Дал я ему на чай и пошел дальше. Чувствую где-то рядом нахожусь. Жарко, полдень. Все улицы изменили свой вид. Все магазинчики открыты, тротуары заложены товаром, все сидят, и идти можно только по проезжей части, и идти медленно, размеренно, как все. Идешь быстрее, начинаешь потеть, перегреваться, мозги начинают плавиться. А сегодня обещали всего +31С. Иду, спрашиваю. В конце, концов самые осведомленные оказались полицейские. Показывают направление. Через 100м. нахожу кольцевую развязку и какой-то туристский оффис. Оттуда меня провожатый приводит в отель. Всего с ним иду 20м. Опоздал на час. Принимаю душ, упаковываюсь, ухожу. На прощание пытаются содрать с меня еще за один день. Сердито объясняю: ваш отель никто не знает, а у меня 0 рупий. Отговорился. Отпустили.

С радостью ухожу, а в душе тревога: страна вроде дружелюбная, люди хорошие. А вот тормознут в аэропорту: "долг не заплатил" и аэрофлот не поможет и посольство ни при чем. В кармане всего 300Rs. 200 на случай, если нанять моторикшу до аэропорта, а 100Rs сейчас проем и пропью. Иду на Connect Plaсe. Прошлый раз обедал рядом с базаром, понравилось. И автобусная остановка рядом с базаром. Правда идти до площади 5км., но по асфальту за час дойду и время обеда подойдет. Сумка 15кг., но большая. Моторикши постоянно навязываются. Я говорю: "Paise no- денег нет". Сам уверенно иду. Но жарко. Время где-то около 15.00. Часы остановились: села батарейка. Выпиваю воды из 2х литровой бутылки, остальное сливаю-будет легче идти, питьевая вода часто встречается на улице. Увеличиваю темп, снова становится жарко: в Delhi надо ходить размеренно. Все!!! Мозги снова расплавились. Подхожу к автобусной остановке. Расспрашиваю. До Connect Plase 5км.!!! Оказывается иду не в ту сторону. Положение солнца и радиально- кольцевая система улиц снова сбили меня с истинного пути. Мужичок говорит: Мне на автобусе в ту же сторону. Садимся, едем. Смотрю в окно, ищу свою ошибку. Вот большой, почти построенный Будда. Здесь надо было повернуть на 90. Я и повернул, но из-за солнца не в ту сторону. Показывается уже родные для меня, знакомые очертания Толстого Марка и других высотных зданий. Выхожу из автобуса, обхожу строящееся на Connect Place метро и у входа на базар сажусь в кресло за столик пообедать.

В меню выбираю знакомое блюдо - в переводе примерно как большая порция - это большой блин 40…50см. в диаметре, завернутый в трубу, внутри картошка, рядом на подносе соусы. Всего 30Rs. Заказ принимают. Затем показываю на одну из бутылок на витрине: "Сколько?" - 50Rs. - "Принеси". Сижу за столиком. Заказ мой готовится. Несут бутылку и большой бумажный стакан Pepsi - нарисовано. Бармен спрашивает: "Открыть" - "Да". Ставит на столик. Уходит. Пацаны издали наблюдают: 50Rs - приличная цена, обед меньше стоит. Наливаю и пью. Вкусно, но!!! Это же не пиво!!! День сегодня особый. Допиваю стакан, не дрогнув. Ну откуда же в центре Delhi на базаре пиво может быть. Пил я пиво из такой же бутылки в Бомбее. 650мл, такая же обертка золотистая и начало названия "KING…". Да. Даже пива не удалось выпить. Но вкусно. Ем свой полуметровый блин, расплачиваюсь. Остановка автобуса рядом. Поджидаю автобус, сажусь.

Но, видимо день особый не только для меня. Солнце прячется за облака, или за пыльную мглу, поднимается ветер, пыльная буря, в автобусе приходится прикрывать окна. И дождь, несильный, но капли крупные, асфальт на дороге сразу становится мокрым, но пыль рядом с дорогой даже не прибило. Похоже это первый дождь в Delhi в этом году. Мотоциклисты забились под навесы на автобусных остановках, велосипедисты все исчезли. Однако некоторые отважные мотоциклисты катятся, на лицах повязки, видны только глаза. Крупные капли дождя оставляют следы на рубашках. Моторикши тоже исчезли. Здесь весь транспорт без стекол на окнах и пыльная буря с дождем не для них. Проскакиваем фронт бури и вот впереди аэропорт. До свидания Delhi.

6. Окончание путешествия

13 мая, вечер. В аэропорт на автобусе приехало всего три человека. Остальные вышли ранее. Малолюдно. Позже выяснилось, что аэропорт работает в основном в ночное время. Беру каталку, вожу свою сумку, пью воду после сытного обеда. Моего напарника по путешествию по Индии Рамиля нет. Не виделся с ним неделю, даже соскучился, хотя расстались мы холодно. Аэропорт постепенно наполняется людьми. Какой-то тип пытается отобрать у меня каталку. Ругаюсь с ним по русски, но каталку не отдаю. Все нормально. На регистрации в 1.00 встречаю Рамиля. Даже обрадовался. На входе в самолет очень строгий досмотр, прощупывают все швы. И вот мы внутри. На этот раз это Boeing-777.

14мая. Решил в Москве не задерживаться, и так прогул на работе один уже обеспечен. Сразу на Казанский вокзал. Поезд 256 отходит через 30минут. И тут менты не оставляют меня в покое. Какой-то барского вида милиционер (рядовой или сержант) мне: "Ты с утра пива не выпил?!, а у тебя билет есть?". А я в кассу иду, до нее 30 м. Подводит к другому: "Командир разберись". А у меня 30 минут до отхода осталось. Но этот вроде умнее оказался. Увидев загранпаспорт, даже смотреть не стал, поверил, что я только что из Delhi. Вот так Россия встречает меня. Но я все равно рад возвращению, прохладной погоде, яркой зеленой листве и мне снова везет. Последний плацкартный билет мой.

7. Приложение. Ганг с образующими притоками

Bhagirathi River. Это правый приток - один из составляющих реку Ганг. Левый приток Alaknanda River- другой составляющий реки Ганг. Alaknanda River считается притоком с большим расходом воды. 25 апреля расход воды в Alaknanda River был ~ в 4 раза больше, это было видно по ее мутной воде, цвет воды на месте слияния рек был разный и 80% поверхности было занято водами Alaknanda River. В верховьях Alaknanda River в это время шли дожди. 9 мая расходы воды обеих рек были почти равными (меньшими чем 25 апреля), но все же в Alaknanda River расход был немного больше чем в Bhagirathi River.

Bhagirathi River. 9-11мая. Осмотр ее я начал с поселка BUKKI, от висячего моста.

Выше BUKKI, видимо, лучше использовать катамараны "двойки". Реку выше по течению я не просматривал.

Река между BHATWARI и BUKKI 10км, длинные участки ЛП 5к.с., спокойной воды почти нет. Рядом с поселком BHATWARI в каньоне виден водопад через всю реку ~5м. высотой, немного неровный. Ниже него по течению интересный в спортивном отношении участок реки 25км. сплошь усеянный ЛП 5к.с. Просветы спокойного течения короткие. Выше по течению от г.UTTARRASHI ~ в 5км. небольшое водохранилище. Участок реки между UTTARRASHI и NAKURI - 10км характеризуется ЛП 3к.с. и 4к.с. и участками быстротока по 300…400м.

. Между TEHRI и NAKURI река течет 60км спокойно, ЛП 2к.с. и 3к.с. встречаются, но участки спокойного течения большие по 1…2км.

Между TEHRI и "долиной-оазисом" река снова течет 20км. в каньоне, но, характер реки спокойный и препятствий сложнее 3к.с. видимо нет.

Затем 20км река течет в расширяющейся "долине-оазисе" и здесь характер реки спокойный, препятствия не выше 2к.с. Здесь наблюдение мною ведется с расстояния около 1км.(и высоты 500м) т.к. здесь дорога уходит в сторону от реки.

Bhagirathi River выше устья, выглядит как река с ЛП 3к.с., встречаются ЛП 4к.с. Между порогами участки быстротока, часто длинные по 300…400м. Просмотр реки веду с автодороги с расстояния 100…300м. Река течет в каньоне 20км. В п.Devaprayag перед устьем порог длиной 200м, валы 2…2,5м, бочки, подводные камни. (25.04 выглядел как ЛП 5к.с.). 9.05 воды в реке меньше и сложность ЛП снизилась, выглядит на 4к.с. После слияния с Alaknanda River начинается Ганг.(GANGA River).

Alaknanda River

Участок выше JOSHIMATH вверх по течению реки маловодный, река чистая, прозрачная. При слиянии с рекой DHAULI GANGA расход увеличивается вдвое. Река становится мутной. Здесь искусственный порог 6 к.с., образован при строительстве дороги. Далее идут пороги 4к.с. Возможно есть ЛП 5к.с.

Участок RUDRAPRAYAG- SRINAGAR, река течет в каньоне. С дороги река не видна, на входе в каньон порог 5к.с., но далее вроде спокойно.

Участок SRINAGAR-DEVAPRAYAG - 35км. характеризуется ЛП 2…4к.с. длиной по 200…300м. и участками спокойного течения по 600…800м. На нашей лодочке проходили только ЛП 2к.с. ЛП 3к.с.иногда проходили по краю т.к. многие пороги можно пройти по краю, прокравшись у берега. Для этого нужна предварительная разведка препятствия. В одном км. ниже г.SRINAGAR на реке есть порог-водоворот во всю ширину реки. Здесь даже проводка трудна.

Участок KAUDIYALA-RISHIKESH- 35 км. Здесь проходят плановые маршруты. Река имеет ЛП 4к.с. протяженность их по 200…300м и участки спокойной воды между ними по 600…800м. Пороги с большими валами, есть бочки, прижимы, подводные и надводные камни.

Участок RISHIKESH- HARIDWAR- 25 км. Река выходит из гор. Много плотин. По берегам построено много храмов БУДДЫ, гостиниц. Река течет как по пустыне. Много проток, рукавов. Похожа на Сыр-Дарью, только воды побольше.

Сергеев Михаил, май 2003

2INDIA.RU - главная страница сайта

Туры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии

Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии


1. Туристическая компания «ТурПлюс»

Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!

Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!

Телефоны:
+7 (495) 785-88-10 (многоканальный)

Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>

2. Туристическая компания «Мир странствий»

Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.

Телефоны:
+7 (495) 783-80-20 (мн.),
+7 (495) 782-32-85 (мн.)

Сотрудничество, общие вопросы по Индии: info@2india.ru

Контактная форма:

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

Имя *
E-mail *
Ваши пожелания, вопросы *
Ваши заявки обрабатывают сотрудники туристической компании «ТурПлюс»
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |