|
Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа). Оформление визы в Индию >>> |
Туризм и отдых Путеводитель по Индии
Идеи отдыха:
|
Хочу посмотреть Индию.В апреле, мае мы вдвоем путешествовали по Индии,сплавлялись по Гангу и ходили в предгорья Гималаев. Последнюю неделю я путешествовал один. Закончилась зима. Идет уже второй месяц весны. Скоро откроется сезон для туристов-водников. На реках еще стоит лед. 13 апреля пройдут первые соревнования на канале ТЭЦ-2 ( на теплой воде). И вдруг поступает предложение от Рамиля, уже конкретное: едем в Индию. Мы с ним ходим не первый год. Ходили и в зарубежъе дальнее - в Турцию. Характер его я знаю. И он меня знает давно (лет 7). Иначе не пригласил бы. Хотя основная причина - это деньги. Не у всех они есть. У кого есть спонсоры, а у меня хорошая работа, где мне доверяют. Дали мне большой аванс (на два месяца вперед). Взял. Один я бы не решился ехать в Индию. Нужен толчок, идея. А дальше все катится как бы само собой. Из 5 кандидатов остались мы двое. Хочу посмотреть Индию. И не так как смотрят туристы, живя на курортах и в многозвездочных отелях, а пройти спортивное путешествие, потолкаться среди жителей в городах, на рынках, пожить на природе в горах Гималаях, сплавиться по великому священному Гангу. Это Рамиль обещал. Он особенно не вдавался в подробности, но я ему верил, что будет интересно. Появилась цель, и все другие заботы отошли на второй план: и споры по работе МКК и весенние соревнования (они пройдут без нас). Нас двое, поэтому в спортивный поход выше второй категории мы не сможем заявиться, но не это главное. Главное посмотрим новую страну, очень отличающуюся от нашей и природой и жизнью людей. 14 апреля 2003г. Вечер. Москва. Шереметьево-2. До аэропорта добрались на автобусе от станции метро "Речной вокзал". От аэровокзала автобусы в Шереметьево-2 не ходят. Купили авиабилеты (Рамиль покупал)на рейс Москва-Дели, обменяли рубли на доллары (по 400). В самолете ИЛ-96 нам предложили обед, вино сухое красное (на выбор белое или пиво). 15 апреля. Ночью (рано утром) прилетели в Дели (аэропорт им. Индиры Ганди). Сдвинули время на часах на 0,5часа. Разница с Москвой 1,5 часа. В зале прилета прохладно, работают кондиционеры. Вышел из зала, а там жара. Ночь, а температура +32. Дождались утра 6.00. Вышли, сели на автобус (дорогой билет- 50Rs) и доехали до автовокзала (мимо площади Red-Road, где принимают парады). Солнце висит в дымке, пыльно, жарко. Садимся в автобус идущий до г.Haridwar (на север).(200км-95Rs). Haridwar-центр буддизма. Здесь очень много монастырей, статуй Будды, а в связи с этим, много гостиниц разного уровня, много магазинчиков, торговых лавок. Природа и погода здесь более благоприятны для жизни, чем в Дели. И зелени здесь больше. На краю города небольшие горы, возвышенности. Это еще не Гималаи. Но с них хорошо обозревается весь город. В нем много мостов, река Ганг здесь делится на несколько рукавов. Многоэтажных домов нет. В тот же день едем далее в г.Rishikesh. Здесь ночуем в гостинице на третьем этаже. Варим на керосинке ужин. Вечером - поход по городу. Городок меньше чем Haridwar, но религиозными центрами насыщен не меньше. Видели процессию шумную, прожектор, музыка на автомашине. Шли за процессией до реки, до Ганга. Здесь мы зашли в воду по щиколотку, как все в процессии, постояли в воде. Впереди на другом берегу виднеются Гималаи. Они встают стеной. Утром видим еще одну красочную процессию. Снимаем все на видео и фото. Одежда у демонстрантов яркая. Преобладает красный цвет. Впереди тележка с музыкой, с трубами. Отдельно идут женщины. Шумно. Улица узкая. Процессия еле расходится со встречными авто и мото. Автомобилям приходится пережидать прохождение. Далее автобус идет по горной дороге. Прошел слабый дождь. Неожиданно в окно увидел большую обезьяну на обочине дороги. Это было для меня неожиданно. Она появилась на миг и исчезла за краем дороги. Доехали до г.Rudraprayag. Здесь ночуем в гостинице, обезьяны маленькие бегают почти рядом с гостиницей, по деревьям растущим на скалах. Уже не удивляюсь, но большую обезьяну вспоминаю. 17 апреля. Автобусы все уменьшаются в размерах, т.к. дорога становится все уже. Пересаживаемся на джип. Оказывается при поиске транспорта надо уже спрашивать не "bus", а "джип". Доезжаем до г. Djoshimash. Устраиваемся на ночлег в гостинице. Вечером гуляем по городку и окрестностям. Хорошо видны снежные вершины. Определяемся по карте. Это семитысячники. Кажется, находятся совсем близко. Так и сверкают на солнце. Солнце опускается к западу, а вершины находятся на востоке от городка. Это Dunagiri(7070), Nanda Devi(7820), Nanda Devi East(7430). Выглядят они замечательно. Две последние вершины практически сливаются в одну и смотрятся как продолжение. Солнце опускается, глубокое ущелье темнеет. Внизу темнеет быстрее, как будто в ущелье наливают чернила и на фоне ярко сверкающих вершин не видно, что там происходит. Если смотреть в сторону солнца, то видны только силуэты гор, за которые заходит солнце. Еще немного и вершины перестают сверкать, но хорошо видны на фоне голубого неба. Вскоре сумерки опускаются на землю. Смена дня и ночи происходит быстро, быстрее чем у нас. В темноте по шоссе возвращаемся в город, который сверкает огнями электрических фонарей и окнами домов. 18 апреля. Оставили водную часть снаряжения ( лодка, спасжилеты, весла) у хозяина гостиницы. Начинается пешая часть нашего путешествия. Направление на местечко Bhadrinat. Там есть горный монастырь. Туда стремятся многие паломники. Они идут пешком. У нас вначале подъезд на автомобиле. Ловим попутный джип. Размер его совсем не велик. Подвозит нас до п. Vishnuprayag. Далее его маршрут не совпадает с нашим. Наконец-то мы добрались до места, где нет попутной техники и можно (и нужно) идти пешком. Это уже настоящее путешествие. Идем по шоссе с рюкзаками за плечами. Погода солнечная, есть облака. Температура около 25С. Небольшой подъем. Идти легко, приятно. И впереди уже видны снежные вершины вдали. А на дороге ведутся ремонтные работы. Дорога полностью перекрыта. Автотранспорт здесь не пройдет. Перебираемся через груды земли, камней, мимо рабочих, подающих булыжники в камнедробилку, мимо бульдозера. Объем работ около 100м.дороги. При желании джип смог бы перебраться через участок строительных работ. Уходим дальше. Вновь асфальтовое шоссе, небольшой подъем. Идем. Движение автотранспорта по дороге возобновляется. Иногда проходят авто в обе стороны. Но мы их игнорируем. Идти пешком приятно. Давно не ходили. Пока погуляем пешком, а потом посмотрим. Внизу справа течет речка, одна из составляющих Ганга. Прозрачная, чистая, бурная, вода быстро бежит, падает с камня на камень. Местами успокаивается на несколько метров, образуя улов. Можно искупаться. Это и сделаем во время обеда. Сплавляться по такой реке невозможно. Для сплава мало воды. По левому берегу открывается ущелье. Там течет речка и туда уходит тропа. В устье расположен туристский комплекс Golind ghat(1828) и через реку есть висячий мост. На карте он обозначен, и обозначены "trekking"-тропы (плановые маршруты). Но наша цель Badrinath(3096). Там тоже есть плановые маршруты (обозначены на карте). Получить rox casino промокод не так уж и сложно. Достаточно перейти по этой ссылке. Погода теплая, почти жаркая. Идем в шортах, загораем под солнцем. Проходим небольшой придорожный поселок Pandukeshwar(1857). Здесь небольшие автомастерские, что-то связанное с ремонтом дороги, а также как всюду чайные и закусочные. Зазывают на чай. Не останавливаемся. Видим человека в форме, видимо здесь полицейский пост. Шагаем бодро и настроение хорошее: сюда Рамиль и не рассчитывал попасть (он планировал как я понял добраться до Rishikesh, а далее как получится). Все складывается прекрасно. Посмотрим Badrinath(3096)- конечный пункт большинства паломников, рядом с ним горы- 5,6,7 тысяч метров. Интересно. Общее ходовое время подходит к двум часам. На подъеме догоняют нас двое: один в штатском и полицейский. Что-то говорят, спрашивают. Разворачиваем свою карту-схему (купили в Rishikesh) . Рассказываем им про свои планы. Выясняется, что до конца мая высокогорные районы закрыты. Дальше идти нам запрещают. Ночевать в палатках здесь тоже нельзя. Разрешается ночевать только в отелях Подъезжает джип, полный полицейских. И внутри какой-то высокий чин. Похоже, мы наделали им переполоху, прошли через заградительные посты. "Генерал", не выходя из джипа, подтверждает запрет. Человек в штатском как-бы извиняется: "Sorry, sorry". Но нам от этого не легче. До конца мая мы ждать не можем. Но полицейские рядом и мы соглашаемся с ними: надо возвращаться. Вот и сняли нас с маршрута. Полицейские извиняются, но непреклонны, особенно в присутствии "генерала". Поворачиваем обратно. Никто нас не сопровождает. Идем вниз по дороге. Нас не преследуют. 2.Не падайте духом…Что-же делать? Нарушать законы нельзя. Нас предупредили. Мы и раньше догадывались, но не зная хорошо языков не предполагали, где граница наших возможностей. Не встреть полицейского поста, мы бы спокойно шли и дальше. Но сейчас надо менять планы. Время полдень. Надо пообедать и подумать. Хотя думает пока Рамиль, меня не спрашивает. Что он придумает? Готовился он к путешествию более 2х лет (изучал материалы). Что ж, ему и карты в руки. Раскрываем нашу карту-схему. Приглашает Рамиль и меня к размышлению. Вариантов много. Решаем пока спуститься к реке и остановиться на обед. Река чистая приятная, до нее вниз по склону, по камням 200м. Спускаемся к реке, делаем обед: картошка с помидорами. Наученные горьким опытом, стараемся не афишировать свое присутствие. Костер сделали небольшой за камнями, с дороги не видно. Купаемся, загораем. Вода в реке не холодная, несмотря на близость снегов. Решаю прогуляться по склону каньона вверх по ручью. Он виден вдали вверху, падает небольшим по расходу, вертикальным водопадом 5м. Рядом с нами ручья не видно - течет под камнями. Подъем крутой. Подбираюсь к водопаду и прохожу рядом с ним по стенке почти вертикальной. Далее небольшая площадка, окруженная кустами и еще один водопад, уже 10м. Рядом с водопадом лезть вверх опасно. Пытаюсь обойти его стороной. Уклон не вертикальный, но крутой. Иду осторожно. Камни иногда выскальзывают из под ног. Руками за кусты не хватаюсь. Один раз попробовал - достаточно. Большие колючки как иголки впились в руки. Эти иголки хватаются и за брюки. Приходится идти медленно, высоко поднимая ноги, перешагивая кусты и это на склоне в 45град. Прошел. Далее снова подобный водопад. А как спуститься обратно через эти кусты. Перебираюсь на другой берег ручья - там склон более чистый, легче спускаться. Посидел, посмотрел на водопады, на долину реки. Слева (вверх по реке) видны снежники, справа узкое ущелье, освещенное вечерним солнцем. Смотрю на свои руки все исцарапанные. Все снимаю на видео. Вдруг слева закачались кусты и из них вышли две индианки. Идут друг за другом, покачивая за спиной громадными корзинами. Они тоже удивились, увидев меня. Приветствую. Спрашиваю разрешения снять их на видео. Молодая не возражает, но молчит. Постарше отвечает отрицательно. Уходят, покачивая корзинами. Оказывается здесь проходит тропа вдоль склона, которую сейчас замечаю. На следующем повороте тропы индианки вновь видны. Снимаю на видео с большого расстояния. Сам ухожу по тропе в другую сторону. Вскоре спускаюсь к автодороге. Рядом с ней дровяной склад: нарубленные крупные ветки аккуратно сложены. Видимо женщины носят дрова со склона. По автодороге быстро дохожу до ручья и вниз до реки. Вечереет. Сидим на берегу. Уходить с маршрута ох как неохота. Решаем ночевать здесь, укрывшись за камнями. Это будет наша первая ночевка на природе в Индии. Чуть выше нас через реку перекинут невысокий мост. Ближе к вечеру по нему возвращаются домой коровы, овцы, крестьяне и крестьянки. Оказалось пустынный берег является местом выпаса животных, здесь собирают дрова, какие-то травы. Крестьяне возвращаются с топорами, с вязанками дров. Крестьянки с большими корзинами за спиной, наполненными хворостом или травами. Уже почти совсем стемнело. Последних непослушных коров гонят домой хворостинами. Все они проходят по мостику на наш берег. А мы наконец перебираемся по нему на другой берег и уже в темноте ставим палатку без тента. Не холодно. Где-то гремит гром. Если будет дождь - накинем тент. Воздух чистый, насекомых в воздухе нет. Ночью упало несколько капель дождя. По автодороге на другом берегу иногда проходят автомашины. Тепло. Снятся странные сны. Видимо давно не спали на природе. 19 апреля. С восходом солнца поднимаемся, завтракаем и уходим по мостику и берегу в сторону кемпинга. Настроение не очень хорошее. Ночью и утром нас не тревожили, но что делать дальше: запрет есть запрет. Подходим к кемпингу. Здесь 2хэтажные домики для туристов, магазинчики, торговые лавки, чайные, небольшая деревушка. Все находится в процессе ремонта, подготовки к встрече туристического сезона. Нас пытаются зазвать в чайную, рядом сидят группы ребятишек, школьников, подростков. Разговариваем, спрашиваем как туристы ходят, можно ли пройти по мосту, по тропе в ущелье. Ответ примерно таков: "а…, все ходят". "Можно ли пройти? - Идите…". Не раздумывая долго, мы проходим по висячему мостику через реку и по мощеной тропе по серпантину уходим вверх, входим в ущелье. Решение принято. Минут 20 подъема по серпантину и мы скрываемся из виду деревушки. Нас уже не видно с автодороги. Идти легко, приятно. Погода великолепная, утро, не жарко. Тропа хорошая, настоящая мостовая. Ниже тропы, у реки видна деревня. Сейчас время 11часов, слабое солнце, и на поляне у школы идет коллективная игра в мяч. Кажется футбол. Впереди справа (по ходу движения) виден водопад на притоке. Высокий, на карте обозначена высота 180м. Падает несколькими уступами. Отдельные пролеты воды 30…40м. Начинается слабый дождь. Делаем (кипятим) чай. Находимся рядом с вертикальной скалой. На ней различные надписи. Видимо туристы плановые везде одинаковы. Разница только в языках. Разбираю по английски: "Горный клуб "Эверест"" и другие. В распадках видны остатки снегов. Вскоре встречаются языки снега пересекающие тропу по 3-5метров. Осторожно пересекаем их. Обувь наша не приспособлена для хождения по снегу: кроссовки, кеды. Здесь нужны ботинки с подошвой "вибрам", а еще лучше ботинки окантованные металлом. Подходим к месту, где все ущелье завалено снегом. Вдали вверху видно продолжение тропы. До нее около 150м. и уклон 30град. Сбоку справа язык снега уходит вниз на дно ущелья. Там из под снега с ревом вытекает речка. На видео это будет выглядеть очень красиво. А нам Что делать? Присели, думаем, готовимся к дальнейшему движению. Сегодня у нас в активе уже 4 часа ходового времени. Вырезаем палки с острыми концами (как альпенштоки) на случай срыва. Начинаем рубить (копать) ступени в снегу. Эти 150м. идем около часа. Погода пасмурная. Вот, вот пойдет дождь или снег. Холод пробирается через подошвы, через обувь. У меня стельки войлочные, а что чувствует Рамиль, только догадываюсь. Он молчит. Но видимо ему не сладко. Временами останавливаемся, фотографируем и снимаем на видео. Хотя и трудно, но интересно. Выбравшись на тропу, вздохнули с облегчением. Далее ущелье расширяется, тропа идет без снега. Начинается моросящий дождь, перемежающийся снежной крупой. Решаем: на сегодня достаточно! А снег с дождем все усиливается или нам так кажется. Уж очень замерзли. Накидок непромокаемых нет( не предвидели такую погоду). Рамиль замерз видимо сильнее меня (до этого терпел холод), и бегает быстрее меня, собирая дрова. Задача у него разжечь костер и согреться. Меня он этой идеей не озадачил (не ознакомил со своими мыслями) и я бегаю медленнее, не торопясь, хочу ставить палатку (идет дождь). Светлого времени еще много. Рамиль меня торопит и я наконец понимаю, что он очень замерз. Разводим костер, греемся, ставим палатку. Немного спирта из аптечки, ужин и неудовольствие у Рамиля исчезает. Сидим вспоминаем вчерашнюю ночь теплую, жаркую. Вспоминаем друзей на Южном Урале (дома), сегодня у них соревнования (ралли). Какая у них погода? Вероятно не хуже нашей. Спим под шум ветра и дождя. 20 апреля. Всю ночь слабый переменный дождь. Утром туман. Вершины склонов не видны. К 11.00 проясняется. Рядом с нами расположилась большая стая крупных обезьян. Пока мы не шумим, они лазают по деревьям, качаются на ветках, прыгают. Рамиль охотник, берет видеокамеру, пытается подобраться к ним поближе, снимает. Но вскоре они удирают. Решили дальше идти налегке (сделать радиальный выход). Уходим. В руках палка и видео. Вскоре слева видна вертолетная площадка и впереди нежилой, большой поселок - кемпинг. Это одноэтажные дома, магазины, торговые лавки. Все как в долине, только никого нет, многое за зиму порушено. Улочка узкая - 2метра шириной, местами завалена снегом. Уклона нет, поэтому перебираемся через снег спокойно. Видимо не зря нам не "рекомендовали" ходит в горы. Еще не сезон. Проходим поселок. Справа открывается красивый горный цирк, весь заваленный снегом. Тропа уходит в левое узкое ущелье. На входе железная изгородь и калитка (ворота) с вертушкой. Рядом касса. За воротами, если верить объявлению, начинается национальный парк. Стена у кассы обвалилась. Видно плетеное кресло. Рядом с кассой деревянный столик. Наводим небольшой порядок. Кресло и столик ставим рядом с калиткой и устраиваем импровизированную сцену: продажа входных билетов, оплата и вхождение в зону национального парка. Все снимаем на видео. Вдвоем снимать неудобно, автоматическая съемка не получается, не действует пульт от видеокамеры. Но сюжет получается интересный. Тропа уходит в узкое ущелье. Даже на нашей тропе-мостовой, занесенной снегом, поперечный уклон местами достигает 45град. Видно, что тропа со склона уходит вниз к реке и по мосту переходит на правый берег. С нашим снаряжением, рассчитанным на теплую(жаркую) погоду дальше становится идти опасно. И вдобавок с неба сыпет снежная крупа. Посочувствовав самим себе, решаем возвращаться. Делаем фотографии заснеженных вершин, видных вдали в узком ущелье, а также самого ущелья (каньона) и возвращаемся. Вновь проходим неуютный городок. К обеду возвращаемся к своему лагерю. Погода по-прежнему пасмурная: то дождь, то снег. Решаем остаться здесь еще на одну ночь. Природа близка нам (жителям ЮжногоУрала) и хочется побыть здесь подольше. Где-то гремит гром. Облака движутся мимо нас то вверх по ущелью то вниз. Практика подтверждает теорию: пока вниз с гор течет холодный воздух-сразу проясняется, вверх идет теплый из долины и сразу ущелье затягивает туманом и начинает накрапывать дождь. Направление ветра меняется каждый час. Варим уже привычный ужин: картошка с помидорами, лук репчатый в охотку и чай с сахаром. Немного спирта (разбавлять его приятно холодной водой), и спим. Где-то гремит гром, дождь шуршит по палатке и находит дырочку. Накладываем газету сверху палатки (под тентом). Теперь все в порядке. Ничто не беспокоит. 21 апреля. Утром снова видим обезьян. Они кормятся рядом видимо почками деревьев, качаются на ветках, прыгают. Увидев нас, убегают. Уходим вниз. Ходовое время ~3часа. Проходим вновь снежный язык. Снег под ярким солнцем стал рыхлым и грязноватым. Снова снимаемся на видео и фото. По рыхлому снегу идти проще, не соскользнешь. К вечеру подходим к слиянию реки SarastiR с притоком Dhauli Ganga(Rishi Ganga), далее течет Alaknanda River . В устье рек на горе находится городок JOSHIMATH откуда видны горы 7тысячники Dunagiri и Nanda Devi. Река, вдоль которой мы шли: Sarastir прозрачная, чистая сливается с мутным притоком и река Алакнанда вся мутная с самого начала. Подходим, смотрим: в начале р. Алакланда порог 6 к.с., образованный в результате строительства автодороги. Длина его 200м. Вряд ли кто решится его пройти, так как камни острые. Сняли порог на фото и видео. Перед порогом водяное затишье: настоящее озеро. И на берегу небольшой храм. Чист подметенный каменный пол, на входе видны колокольца, будда. Рядом висячий мост. Вниз к реке идет каменная лестница. Решили спуститься к реке и там переночевать. Поговорили со служителями храма и сразу изменили свое решение. Языки общения у нас английский ломаный, и язык жестов. Поняли мы: это место священное, внизу разводить огонь нельзя. Проще говоря, это место погребения. Вернулись назад вверх по течению на 1км. на приток-ручей и заночевали у тропы. Здесь приятнее. Поставили палатку, сготовили ужин. Темнеет быстро. Луны нет. Сразу высыпали звезды. Ночь теплая. Иногда по дороге проходят грузовики, и свет фар виден издалека. Затем снова темень. Спать ложиться рано. Стою у мостика через ручей, рассматриваю звезды. Видна Полярная звезда и Большая Медведица. Много неизвестных созвездий. Ущелье узкое и видно только часть небосвода. Рядом течет река SarastiR. Днем мы долго рассматривали этот участок реки. На протяжении около 300м., река сплавная на КАТ-2 и резиновых лодках большого объема (~3к.с.), уходит под камни, местами сверкая и вырываясь на поверхность. Это можно понять, если представить узкий почти вертикальный желобок, засыпанный крупной галькой, вода текла и ушла под гальку не меняя уклона.. Только увеличить представленное в тысячи раз. Такое препятствие (порог, если его можно назвать порогом, я видел впервые). Такое, видимо, возможно только в Гималаях, где масштабы велики. 22 апреля. Солнце встает в 6.00. Мимо нашей палатки прошла группа школьников, прошло несколько крестьян на работу. Встали и мы. Костер горит, завтракаем и уходим. Решили не петлять по автодороге, а пройти по висячему мосту и подняться вверх по тропе. Так короче путь. Проходим мимо святого места. Здесь много небольших обезьянок, работает человек с дровами. Идем по крутой тропе. Серпантин. Перепад высот около 400м. Проходим за 40мин. ходового времени с одним отдыхом 10минут. Внизу собирается народ. Кажется, там сейчас начнется обряд сожжения. Входим в городок, в гостиницу, где оставили свое водное снаряжение. Хотели приготовить обед и подзарядить аккумулятор для видео. Но электричества нет в данный момент. И Internet закрыт. (Рамиль боится Internet или, скорее всего, утечки информации без своего контроля). Мы потихоньку сматываемся из отеля, чтобы не платить за хранение водного снаряжения. Идем на автостанцию и уезжаем по дороге вниз по течению реки на автобусе. Дорога идет вдоль реки. Здесь на реке пороги нам не по зубам. Здесь пороги 4 к.с., а возможно и более сложные. А наша лодочка с распашными веслами рассчитана на пороги 2к.с. максимум на 3к.с. Сейчас ходит много разговоров о путешествиях на судах с распашными веслами. Примеры были и перед нами: в нижнем течении Ганга на 10-местных рафтах использовались два распашных весла. При сплаве по Колорадо (видел в фильме) используются также два распашных весла. Доводы их сторонников: легкая управляемость, управляешь один - не нужна схоженность экипажа. Других доводов нет. Мое мнение: это индивидуализм, вынужденная необходимость, когда человек уже не может войти в контакт с другим, не может найти себе друга-напарника, равного по возможностям, способностям и беспрекословно подчиняющемуся капитану. Обычно опытные люди имеют чувство собственного достоинства, и в экипаже особенно в дальнем походе, коллектив, особенно двойка (два человека), должен быть равным. Каждый должен чувствовать себя полноценным членом экипажа. Есть конечно ситуация: опытный и новичок, но она быстро проходит, новичок набирается опыта и если равноправие не восстановится, в следующий дальний поход они пойдут уже в разных экипажах или даже группах. Уважение к человеку имеет большое значение в дальних туристских экспедициях. И уход к судам-единичкам это (мое мнение) вынужденное явление, когда не находишь друга себе в экипаж. Приходится брать в экипаж новичков-чайников. Все эти рассуждения я не отношу к каякерам-одиночкам. Ими я восхищаюсь. Они друзья в разных экипажах и страхуют себя сами и другие экипажи-одиночки (примеры из "Русского экстрима"). А катамараны (распашные)- "одиночки" это от одиночества и несовместимости. В пороге со множеством камней катамараны распашные плохо управляемы. Для них важен правильный заход в порог, а дальше как получится. Подтяжки здесь невозможны. Увод носа и кормы тоже. Здесь, как на плоту с поперечными гондолами, только сдвиг поперек течения - вот и весь маневр. Едем с пересадками до SRINAGAR . Городок расположен в широкой долине (не в каньоне). Вся долина заполнена запахом цветущих растений. Сейчас запах уже слабее , а неделю назад, когда мы забрасывались в горы, запахи дурманили голову, казалось находишься в церкви весь обкуренный блоговониями. Воздух здесь уже не такой прозрачный как в горах. Дымка. Солнце как в красноватом тумане. Видимо ветер заносит пыль с равнины. На равнине в районе столицы в Дели (Delhi) красноватая дымка просто поразила нас в первый день. В г. SRINAGAR находим недорогой отель (по 200Rs. за чел.). Но уж очень назойливые двое пареньков в обслуживающем персонале: все предлагают услуги и напрашиваются на чаевые. Делаем все сами: покупаем продукты, готовим ужин. Только чаем им удалось нас угостить. Нашли пункт INTERNET. Но в 22.00 он уже закрыт. Откроется утром в 10.00. Завтра начинается водная часть нашего путешествия. 23 апреля. Подъем в 7.00. Разбудили нас сигналы автомашин-грузовиков в 6.00. Водители встают с рассветом. Но мы не торопимся. Надо сделать сообщение по INTERNET о выходе на водную часть заявленного маршрута. В своем МКК (турклуба "Энергетик") мы заявились на поход 2 к.с. по р. Ганг. Оставив вещи в отеле, гуляем по городу. Покупаем продуктов на три дня. Пробуем плод Манго. Вкусный фрукт, но внутри большой орех невкусный. Я жду открытия пункта INTERNET . Работает INTERNET удовлетворительно. Набираю русский текст английскими буквами. 0,5часа стоит 20Rs. Посылаю поздравления с наступающими праздниками, информацию о себе. Подходит Рамиль. Снова недоволен, что я начал работать без него. Какие- то подозрения. О чем? Что мы скрываем? Посылаем информацию и по его адресам. Обязательная, официальная часть сделана. Забираем вещи из отеля, выходим на берег. Мелкие камни, песок. Вода в р.Алакнанда очень теплая, даже не освежает. Но умываться что-то не хочется. Вода мутная, не очень приятная. Еще не привыкли к воде Ганга(Алакнанды). Беру пустой баллон (2л), ухожу искать питьевую воду. Практически это мое первое общение одного с жителями, здесь в Индии. Рамиль все время как будто опекает меня. Английский он почти не знает (знает немецкий, немного турецкий и др.) Однажды я разговорился с попутчиком, разговор попался в тему (набор слов мне был знакомый). Рамиль ревнует: не расказывай много о наших планах, чего-то опасается. Но чего? Молчит. Видимо не считает нужным сказать мне. Пробегаю по улице. Почему-то рядом не оказывается общественных кранов с питьевой водой. Подхожу к ограде жилого дома. Каменная стенка, калитка. Во дворе бегают маленькие дети. Какой-то пацаненок хватает мою пластиковую бутылку и убегает: видимо считает за подарок. Жестами объясняю: мне нужна вода. Мужчин не видно. Женщина хозяйка отбирает бутылку и из большой прозрачной емкости-бутыли наливает мне воды. При этом часть воды немного проливается на каменный пол. Благодарю по английски. Приятно, что люди относятся к тебе доброжелательно. Возвращаюсь к реке. Вода в реке теплая, почти горячая, особенно у берега. Появляются зрители. Это школьники из ближайшей школы. Есть старшие школьники. Интересуются вещами. Разрешаем им одеть наши спасжилеты. Перед стартом фотографируемся с ними. На видео тоже снимаем. Старт! Течение подхватывает нас и несет. В лодочке тесновато. Пока порогов нет. Проходим мимо г. SRINAGAR, проходим под мостами: бетонным и висячим. По берегу, по дороге бегают грузовички. Кажется что здесь все заселено. Однако через полчаса автодорога уходит в сторону, и берега становятся пустынными. Берега каменистые. Растет много деревьев. Сказывается присутствие воды. На перекатах валы до 0,5м. Иногда заплескивает в лодку. Часто встречаются святые места. Гребет один из нас. Иногда меняемся. Воду отчерпываем чашкой. Через 3 часа зачаливаемся на левом берегу между двух скал уходящих в воду. Здесь небольшой пляж. На другой стороне вспомогательная автодорога и тропа, уходящая вверх. Купаемся. Ухожу осматривать окрестности. Лучше ходить по тропам, иначе колючки разорвут одежду. Нахожу цветы на кустах, выделяющие запах, который заполнил всю долину. Цветы не крупные, но их много. Рядом висят высохшие плоды, напоминающие черемуху прошлого года. На вкус кисло-сладкие. Цветы и старые плоды одновременно рядом. Снимаю на видео цветы, окрестности, панораму пройденного порога. Возвращаюсь. Место уютное. Отдыхаем, загораем, наблюдаем за жизнью на другом берегу. Вот откуда-то с гор вышел молодой человек. Какой-то задумчивый. Сел на берег, наблюдает за нами (выше нас по уровню на 50м.). Долго наблюдал. Часа два. Потом пришла молодая женщина. Ушли вместе в горы. Все делается медленно, неторопливо. Вода мимо пляжа тоже течет медленно, неторопливо. Но судя по отметкам на берегу иногда уровень воды поднимается на несколько метров выше. Сегодня первая ночевка на водной части и пожалуй самая приятная. Никаких забот. Все идет почти по плану, который мне известен в самых общих чертах. 24 апреля.Утром не торопимся. Река спокойная. На перекатах (глубоких) волна иногда захлестывает. Перекатами препятствия можно назвать только очень условно. Глубина большая, воды много. Просто течение ускоряется и появляются валы. Воды много и небольшие с первого взгляда препятствия усложняются. После г.Srinagar (через 3км) русло реки сузилось до 40м. и на длине участка в 100м. с правым поворотом образовался водоворот во всю ширину реки. Делаем проводку вдвоем (получилось против течения), прилагая большие усилия. И даже на съемку не смогли отвлечься. У реки есть свои особенности, свой характер. Река постепенно входит в каньон. Расширение долины, где располагался г.Srinagar уменьшается. Каньон-это: у самой воды местами вертикальные стенки по 10-15м., но выход на берег есть почти везде и не сложный. Но далее вверх уклоны 45град. И более. И осыпи каменные. Автодорога уходит вверх по склону на высоту (по уровню) 200…300м. т.е. чтобы добраться до дороги без тропы от реки надо 20…30минут. Пороги усложняются. Даже небольшие прижимы создают валы уже значительные для нашей лодочки. А встречаются и пороги с камнями в русле. Приходится пробираться по краю реки у берега, обнося небольшие участки. Наконец это нам надоедает. Река устойчиво приняла характер 3…4к.с. Решили обнести большой участок реки по автодороге. Сложили все вещи могущие намокнуть в мой рюкзак и я пополз вверх. Куда, зачем? Рамиль согласен: надо обнести. Но как? Никаких договоренностей, ни условных сигналов. Спрашивать бесполезно. Он считает меня опытным туристом и на вопросы отвечает контрвопросами, которые якобы проясняют обстановку. Поэтому мы больше молчим и обмениваемся информацией только по бытовым мелочам. Уползаю вверх по еле заметной тропе. Выбравшись на автодорогу шагаю вдоль реки вниз по течению. Рамиль мелькает где-то внизу. На поворотах каньона (автодороги) выхожу ближе к реке и с расстояния 300…500м. снимаю на видео. Камера с упора позволяет это сделать. (Цифровое увеличение до 500х). Жарко. На воде это мало чувствуется, а на дороге под рюкзаком в 20кг - жарко. Иду думаю: Рамиль заявился на водную "двойку", а я буду защищаться по "пеше-водной" к.с. Один поворот каньона, другой. Каждый поворот 1,5…2км. Теряю из вида лодочку. Где Рамиль? Возможно зачалился для разведки. Жду. Но никого не видно. Начинаю беспокоиться. А если он меня обошел. Скорость воды больше скорости пешехода. Связи у нас нет. Что будем делать, если потеряемся? Договоренностей никаких не было. Так не должно быть. Тропы вниз нет. Каньон крутой. Иду дальше. Прошел час, идет другой. Вижу впереди через реку висячий мост. Обрадовался. Здесь буду ловить (встречать) лодочку. Здесь должна быть наша встреча. А если он уже проплыл? К мосту не видно тропы. Где-то она есть. Но где? Прячу рюкзак под куст ниже полотна дороги 10м. и пробираюсь вниз по склону к мосту. Каменная осыпь 45град., местами обрывы. Через 300м. выхожу на тропу, идущую к мосту. Еще 20мин. шараханий по противоположному склону каньона и вижу: плывет он вдоль берега, где автодорога. Тоже не торопится, видимо боится меня обогнать. Успокаиваюсь, жду. Мой оранжевый спасжилет видно издалека. Жду. Встречаемся. Рады встрече. Договариваемся на сегодня закончить сплав. Я по тропе ухожу вверх за рюкзаком. Через 20мин. я на месте, где оставил(спрятал) рюкзак. Рюкзака нет. Начинаю обшаривать склон. Уже сомневаюсь туда ли положил, не забыл ли место. Когда уходил было очень жарко. Не потерял ли я бдительность от жары и усталости. Все более и более убеждаюсь: рюкзака нет. Может упал вниз по склону. Ниже тоже его нет. После часа поисков возвращаюсь к Рамилю. Все ясно. Пропал рюкзак. Выходим на автодорогу. Расспрашиваем, насколько позволяют наши языковые возможности. Группу рабочих на дороге, школьников в ближайшем селении. Выясняем: рюкзак подобрал какой-то водитель грузовика идущего в Srinagar, видимо посчитавший что потерян багаж(груз), который обычно перевозят на крыше автобусов. Моя ошибка была в том, что рюкзак не был виден с дороги с 10метров, но хорошо был виден с ближайшего поворота горной дороги с расстояния 100…120м. ( т.е. не сверху с дороги, а сбоку). А возможно за мной следили не явно, но оранжевый спасжилет на крутом каменистом склоне привлекает внимание. А склоны каньона только на первый взгляд кажутся незаселенными. Меня оказывается было хорошо видно и с другого берега (с другого склона каньона) с расстояния 1...1,5км. тем более сверху. Рамиль уже понял значение моего долгого отсутствия. Возмущению его не было предела. Вышли на дорогу. Расспрашивали дорожных рабочих, зашли в ближайшую деревеньку (1км по дороге), расспросили школьников. Результат: рюкзак подобрал грузовик, идущий в сторону Srinagar. Поймав попутный грузовик поехали в Srinagar. Обращаемся к полицейским. Но язык английский знаем слабо, заявление сами не можем составить, а они видимо не очень и заинтересованы, скорее наоборот. Появляется переводчик, но русского он не знает. Ночевать приходится снова в том же отеле в Srinagar, но уже на газу не готовим, а на попытки ребят услужить нам не отзываемся. 25 апреля. В 6.00 снова на полицейском участке. Вроде все доброжелательны, но дают нам понять, что происшествие произошло ближе к Devaprayag и нам следует ехать туда. Закупаем в магазинах одно одеяло на двоих, фотоаппарат-мыльницу(дешевую), по майке-футболке, кроссовки, сумку и продуктов немного. Едем в Devaprayag. Здесь снова объясняем происшествие. Здесь полицейские более активные. Одного отправили расспрашивать водителей проходящих грузовиков. Сделали запрос по рации куда-то. Молодой офицер долго нас расспрашивал. Все понял. Но… Сидим, ждем. Результатов нет. Под вечер (около 17.00) съездили на место происшествия. Теперь ясно: рюкзак хорошо был виден с соседнего поворота горной дороги. Полицейские поговорили в деревне с местными жителями за чашкой чая. Вечером мы ночевали в полицейском участке. Рядом святое место: стрелка двух рек - начало Ганга, Рамиль ходил на стрелку, помыл там ноги, разговаривал с паломниками. Я наблюдал за ними с высоты, с расстояния 30м. Святое место-это терраски, площадки уступами сбегающие к воде. Между ними лестницы. На площадках группы паломников. О чем-то беседуют между собой. В одной группе один в экстазе танцует, затем затихает и вскоре снова все повторяется. Сюда приходит много людей, иногда семьями. Посидев, уходят. Наполняют кувшины водой, пьют и уносят. К 20.00 потихоньку люди расходятся. Рамиль тоже возвращается. Ворчит меньше, может устал, а может святое место подействовало. Ночевали во дворе участка на настиле. Ночью прохладно (под утро), все-таки горы рядом. Сегодня первый раз спим без спальников на одном одеяле. Здесь бы не помешало одеяло каждому. 3. Что делать? Продолжать путешествовать.26 апреля. Что делать дальше? Второй раз наши планы нарушаются. Нет видео и фото, одежды и спальников. Но есть лодка и палатка, документы и деньги при нас. И времени еще очень много. Условия располагают к дальнейшему путешествию. Собрали вещи в рюкзак и сумку. Решили съездить еще раз на место происшествия вдвоем. Снова обшарили склон до самой воды. Ничего. Едем обратно, фотографируемся вместе с полицейскими и уезжаем на рейсовом автобусе до местечка Kaudiyala. Здесь проходят плановые (по нашей терминологии) маршруты - коммерческие. Рамиль мечтает с ними встретиться и возможно сплавиться. Расположились мы на небольшом песчаном пляжике , слева ручеек, справа скала. Время 15.00. Сидим, созерцаем природу. В тени не очень жарко. Ветерок. Мимо проносятся стаи больших обезъян. Ставим палатку. Рамиль идет в деревушку(200м) за чистой водой, подкупает продукты. Вечером допиваем последний спирт из аптечки(нечем будет угостить "рафтингеров"), но настроение не улучшается. Какое-то спокойно-стабильное. 27 апреля. Ночью и утром слабый дождь. Валяемся до 9.00. Затем встаю и ухожу за чистой водой в деревню к дороге. Под мостом пережидаю сильный порыв дождя. Т.к. Рамиль спит решаю прогуляться вглубь ущелья. Иду по правому берегу ручья-притока Ганга. По крутому склону. Спугиваю обезьян. Нахожу растущие на деревьях огурцы ( или похожие на них), беру показать Рамилю. Выхожу на тропу. Начинается сильный дождь. Прячусь под крутой склон, под деревья. Сижу. Ущелье узкое, невдалеке раздваивается. Гремит гром. Где-то сверкает молния. Громкое эхо раскатывается по ущелью. Не успевает стихнуть раскаты грома, как сверкает очередная молния и снова гремит гром. Без перерыва гремит гром. Раскаты продолжаются до 20минут подряд. Иду дальше. Тропа переходит на другой берег. Вдали вверху видны какие-то строения. С верховьев ручья по тропе идут металлические трубы. Это водопровод с чистой родниковой водой. Дождь то усиливается, то стихает. Попадаются идущие по тропе люди. Снова прячусь от сильного дождя под скалой. Дождь слабеет. Знаю, что в лагере нет у меня даже сухой нитки. Все ведь украдено. Под дождем прохладно. Но надеюсь на индийскую погоду. Набираю воду из водопровода. Вода в сравнении с дождем кажется горячей (вода в трубах не успела остыть). Знакомлю Рамиля с огурцами с деревьев. Изучаем и выбрасываем. Делаем обед (совмещенный с завтраком). К 17.00 дождь прекратился. 28 апреля. Уходим, сплавляемся по Гангу. Проплываем мимо пустых лагерей рафтингеров. Сезон у них заканчивается. Скоро май. А сезон сплава здесь с октября по май. Подплываем к очередному лагерю. Здесь только обслуживающий персонал-молодые ребята, с интересом смотрят на нашу лодочку, пробуют прокатиться. В следующем лагере встречаем рафтингеров. Зачаливаемся рядом с ними. Они готовятся к сплаву. Все в единой форме, в спасжилетах, в блестящих касках. Издают боевой клич, под команду прыгают с бортов и тут же взбираются на рафт. 10местные рафты: на одном весь экипаж с веслами, на другом есть еще два распашных весла. Мы разговариваем с хозяином всего предприятия. Рядом ребята - рабочие. Хозяин приглашает в Дели на водку Смирнофф, дает адрес. Мы соглашаемся, фотографируемся. Вскоре рафты проплывают мимо нас. По Гангу плывут и другие команды. Все как будто на соревновании. Мы же не спешим. Некоторые рафты идут с распашными веслами. В таких плывут одни "чайники". А пороги встречаются 4 к.с. Сложные пороги мы обносим или делаем проводку. А ихние рафты-гиганты спокойно проходят пороги. К 15.00 чалимся в удобном месте: камни округлые, пятна мелкого песку. Далее крутой берег. Становимся на ночлег. Рафтингеры остановились ниже нас по течению на 500м. Выбираюсь по склону 60град.(100м) на автодорогу в поисках питьевой воды. Через 600м в кемпинге (это база рафтингеров) водопровод. Набираю воды. На автодороге стоят мотоциклы, автомашина сервиса туристов, еще авто с красной мигалкой, а на скале плакат: Привет слету волюнтаристов (перевод мой вольный). Я с самого утра подозревал, что это не простые ребята, а какая-то военизированная организация молодежи (среди них были и девчонки, что для Индии очень даже необычно). Сейчас у них шли занятия на берегу по физподготовке. Погода быстро менялась и я поспешил в лагерь. Налетел шквал, с деревьев посыпались листья желтые, поднялась пыль. Я пережидаю, стоя на дороге у скал. Деревья здесь какие-то особые, вечно зеленые. Желтые листья падают, рядом растут новые зеленые и так вперемежку. Спустившись к реке увидел сорванную палатку , разбросанные вещи. Шквал ветра был внезапный и сильный. Ночью шел слабый дождь. 29апреля. Уходим в 9.00. Может немного раньше. Скоро г.Ришикеш. Горы раздвигаются. На берегах появляется много красивых домов, виллы. Размерами все больше и больше. Многие дома спускаются уступами по склону, размер их до 14 этажей. Много монастырей. В Ришикеш один из центров буддизма. Поэтому много паломников, туристов, для которых создаются благоприятные условия. Обслуживанием занята большая часть населения. В черте города выходим на берег. Вокруг много людей: купаются, моются, стирают белье. Тут же его сушат. Рамиль сбегал, купил свежих абрикосов полузеленых, полукрасных, говорит за ними очередь. Съели по 0,5 кг вместо обеда. (Лучше бы я их не ел - единственный раз за все путешествие у меня заболел живот - видимо абрикосы неспелые). Река выходит из гор. Характер ее меняется. Появляются протоки, перекаты. Обносим водосборную плотину. Далее река течет по полупустыне. Много птиц-бакланов. Видимо в реке много рыбы. Деревьев по берегам мало. Горы остаются вдали. Течение слабое. Приходится постоянно грести. Река мне напоминает среднеазиатские реки Сыр-Дарью или Аму-Дарью, только воды здесь побольше, ее не разбирают на орошение. Справа впадает приток, на удивление вода в нем прозрачная. Солнце в небе в пыльной дымке, к вечеру красноватое. Подходим к городу Haridwar. Уже пошли пригороды. По берегам все больше и больше богоугодных заведений. На берегах ( на территории огороженной) встречаются люди читающие, размышляющие о чем-то, по виду ученые мужи. Иногда видны целые группы молодых людей, студентов, учащихся или семинаристов. Встречаются и женщины, и молодые. Но они в одиночку не ходят. Всегда небольшая группа. Река несет нас быстро. Все картины проносятся мимо нас как в кино: кадр за кадром. Одна сцена меняет другую. И все интересно. Но к вечеру утомляемся. Скоро закат. Решаем ночевать на острове перед г.Haridwar . По острову бродят коровы. На дальнем берегу стучат камни - вручную строится берегоукрепляющая каменная набережная. . Ночью тепло. До глубокой ночи весь берег залит светом. музыка, где-то звучат проповеди. На реке все хорошо слышно. Потом все стихает. Видны звезды. Ночью отгоняем коров от палатки. 30 апреля. Встаем засветло. А камни уже стучат - люди работают, кидают камни в воду, делают набережную. "Трудолюбивый народ"- говорит Рамиль. А мне кажется, весь этот труд от бедности в стране. Ведь можно поставить бульдозер и освободить 150человек. Но не хочу спорить. Все равно не переспоришь, нет третьего-судьи, поэтому в условиях путешествия вдвоем лучше оставаться при своем мнении и высказывать его очень осторожно или не высказывать совсем. Иначе можно поссориться и разбежаться, что в условиях чужой страны нежелательно. Поэтому собираясь в это путешествие я уже предвидел возможность подобных ситуаций. Рамиль как-то провозгласил мне свой девиз: "Вдвоем путешествовать легче, а одному лучше". Просто непонятно, почему он искал компаньонов в это путешествие. Что ж доживем до конца путешествия. Заканчивается вторая спортивная часть (водная). Впереди еще посещение океана. Но это уже больше познавательная часть путешествия. Хотя познаем страну, природу мы постоянно и в этом прелесть любого путешествия. Когда наступает насыщение информацией, предел, необходимо закончить путешествие, обдумать увиденное, уложить, утрясти полученные впечатления, раздать их друзьям, знакомым и ты почувствуешь, что готов к новым путешествиям, к новым впечатлениям. Технически для нас это путешествие несложное и говорить о повышении спортивного мастерства не приходится. Здесь главное почувствовать себя способным привыкнуть к новым условиям жизни, к окружающим людям, к здешней природе. Город Haridwar - вот он перед нами. Обносим плотину. Фотографирую громадную статую Будды. На горе виден монастырь. Говорят, к нему ходит фуникулер. Похоже устали мы. Снова нелады. Не можем договориться, как пройти 50м.-пересечь канал по стоячей воде на лодочке или обойти 150м. по берегу. Каждый идет своей дорогой. Но далее снова вместе. Ведь прошла по времени только половина путешествия. Сплавляемся еще 500м. Проходим самые святые места, как говорит Рамиль. По его словам здесь место аналогичное Палестине и Мекке. Сегодня вроде рядовой день, но берег усыпан людьми. Многие купаются. Берег сделан в виде гладкой набережной из каменных плит ступенями уходящей в воду. Часы на каменной башне показывают 11.00. Проходим по воде еще 200м. и зачаливаемся прямо в каком-то молитвенном доме (на его набережной), т.к. дома идут без перерыва. Нас пропускают на набережную, но сразу делают замечание: ходить только босиком. Кроссовки, которые я снял, предлагают спрятать в рюкзак, чтобы их не было видно. Мы уважаем их религию, обычаи и выполняем их требования. Рамиль мне кажется стал настоящим буддистом- так он восхищается всем увиденным. Вот только недавно группа молодых монахов в белых одеждах угощала нас водой из священного Ганга- он не стал пить из стакана, хотя монахи добавили туда красного ароматного сока(может для дезинфекции). Фотографируемся, для рекламы с лодкой, с молодым монахом в белой одежде. Рамиль сбегал и за 10минут нашел отель недорогой. Размещаемся, перекусываем. Прогуливаемся по городу, покупаем носильные вещи, ведь у нас практически ничего нет. Спортивная часть путешествия закончена. Рим уходит продавать лодку, я гуляю по городу, пытаюсь поработать в INTERNET. Не получается - нет очков (украдены), а здесь купить не удается-они в дефиците. Под вечер нахожу магазинчик есть в продаже оптические очки, но не хватает денег купить. А доллары не принимают - карается законом, как у нас в России до перестройки. Заглянул на ж/д вокзал. До Дели можно уехать на поезде. Есть поезд утром и в 15.10. Вокзал крытый, весь в тени. Люди сидят на скамейках, лежат на полу, подстелив, кто одеяло, а некоторые просто газету. В переходах под крышами сидят небольшие обезьянки. Народу много. Скоро отходит поезд на Дели. После обеда идем в монастырь на горе (едем на фуникулере). Вход в монастырь только босыми ногами. Тапочки оставляем у входа. Их охраняют за 1Rs . При входе на лоб каждому ставят красную метку, теперь мы посвящены во что-то, и имеем право посетить монастырь. Посетители в основном индусы, но встречаются и европейцы, видим англичанина с женой. Проходим небольшие залы. На стенах рисунки по истории религии. Выходим и сидим на горе. Смотрим на вечерний город Haridwar. Много мостов через несколько проток Ганга. Высотных зданий нет. Спускаемся по дороге. Вечером посещаем набережную. Сегодня не праздничный день, но народу много. Набережная ступенями уходит в воду. Проходим в центральную часть. Здесь можно ходить только босыми. Оставляем обувь при входе. Оплата за хранение такая же 1Rs. Идем по мрамору, как по паркету. Камень под ногами теплый. Все кругом ярко освещено. Садимся на лестнице повыше. Все хорошо видно. Много людей заходит по щиколотку в воду, некоторые по колено. И стоят, иногда долго. Потом окунаются. Мужчины даже могут поплавать. Вот кружком, взявшись за руки, стоит группа женщин по колено в воде. Их шесть. Все в одежде, в длинных платьях. Стоят долго, потом видимо решаются: как по команде все приседают, встают. Окунутся в Великом Ганге считается святым делом. Вот молодая пара, взявшись за руки, заходит постепенно в воду. Парень несколько раз уже окунулся, а девушка все не решается присесть. Но вот и она приседает, и по горло уже в воде. Довольные, они медленно выходят из воды. Семья с детьми тоже купается в воде. Все это происходить на небольшом пятачке вокруг нас. И так на всей набережной. Мужчины одеваются здесь же. Женщины мокрые уходят куда-то вверх по лестнице. Невдалеке направо пускают кораблики из цветов с огоньками. И кораблики плывут, качаясь на волнах, и уходят за поворот. Мы тоже зашли по щиколотку в воду, постояли. Уходя, забрали свою обувь. Рядом на улице продают кораблики, сделанные из широких зеленых листьев, внутри цветы яркие оранжевые, желтые, красные. Некоторые корабли выглядят очень внушительно, размером до полуметра, видимо для состоятельных людей. А наиболее распространенные -15…20см в диаметре. Посмотрев еще с полчаса, уходим в гостиницу. Утром (в 7.00) приходим фотографировать. Народу меньше, женщин почти невидно, но обстановка такая же, как вечером. 1 мая. Уезжаем на автобусе в Дели. Ясно. Солнечно. Сегодня в России праздничный день. Здесь же праздника 1мая не чувствуется. Все как вчера. Катимся по дороге. Так же встречные автобусы летят по встречной полосе, попутные обгоняем. Но вот впереди идет колонна: есть трактора, но в основном люди идут пешком. В руках непонятные разноцветные флаги. Колонна идет по автодороге среди полей. Крестьяне. Кажется все-таки это крестьяне празднуют Праздник 1мая. Так мне хочется думать. Некоторое время наш автобус идет позади колонны, потом в колонне. Обгоняем и уходим. Настроение приподнятое. В 11.00 проезжаем пригород. Дели уже недалеко. Снова колонна демонстрантов, встречная. Ее уже ни с чем не перепутаешь. Флаги красные с серпом и молотом по всему полотнищу. Идут пешком, на тракторах и грузовиках. Общее число участников до 200 человек. В Дели с приключениями добираемся до ж/д вокзала. Снова нас пытаются направить в турбюро, там уверяют. что сегодня поездов до Бомбея нет. Стоимость поездки через турбюро $140 туда обратно с проживанием. Работает настоящая мафия по перехвату клиентов(туристов) для тур. бюро. Преодолевая навязчивую рекламу, добираемся до ж/д вокзала. Берем билет на поезд (общий вагон) за $6. Наша европейская внешность вызывает доверие. Садимся в другой поезд с кондиционерами, с зарезервированными местами. Чуть не уехали. Но за несколько минут до отхода нас вежливо ссаживают. Садимся уже в свой поезд. И снова умудряемся сесть в вагон с зарезервированными билетами (плацкартный по - нашему). Сразу на вторую полку и мы готовы. В России путешествовали в Сибирь и по 4 дня в поезде. Но… приходится менять вагон. Общий вагон также как и в России забит до упора. Сидят и на вторых полках, и на полу. Нам удалось (через несколько перегонов) занять место на второй полке. Отдыхаем по очереди. 2мая. Днем прибываем в Бомбей. Крупнейший город Индии. С пригородами около 15 млн. населения. Пригородные электрички ходят как метро в Москве через 3…4 минуты. На световом табло указан приход очередного поезда. Необходимо только спросить направление и назначение. Ждем электрички до пригорода VIRAR. Едим плоды манго. По рекомендации рядом с VIRAR есть деревня "ARNALA" и пляж на берегу Индийского океана (Аравийское море). От городка до деревни "бус" идет 20минут. Цена билета 5Rs. Вечер 17.00. Ужинаем неплохо в деревне за 20Rs. Покупаем "Ром" и "Джин" (магазин с такой продукцией один на деревню, есть еще кафе). Вот что значит портовый город. До берега 300 метров и вот перед нами Океан. Ветра почти нет. Солнце уже почти на закате. Народу немного. Полоса песчаного пляжа шириной 50м. Тянется до горизонта, до изгиба берега (более 1км). Небольшой прибой. Волна до 1 метра. Вода кажется горячей. До 30С. Но мутная. На глубине 25см руку уже не видно. Но мы уже привыкли к подобной воде в Ганге. Только вода здесь очень соленая. А на волнах можно качаться вечность. На мели волны большие. Далее в океан волны меньше. А на берегу пальмовая роща. Солнце заходит быстро. Темнеет, высыпают звезды. Делаем небольшой костер, чтобы не привлекать внимания. Картошка с помидорами- уже традиционное наше блюдо, а перед едой немного Рому. За время путешествия мы уже забыли вкус таких напитков. Тосты традиционные в нашем клубе: первый за событие произошедшее, второй за удачу, третий за тех, кто в пути. 185г. быстро расходятся. А звезды светятся и в небе много незнакомых созвездий. Вдали светится морской порт. По горизонту идут корабли. Маленькие рыбацкие. Изредка проходит большой. Все корабли- работяги. Пассажирских не видно. Достаем 185г Джина. Любуемся ночным океаном. Ставим палатку прямо на дороге под пальмами, без тента. Здесь жарко и дождя не предвидится. 3мая. С утра барахтаемся в море по очереди. Можно часами лежать на воде. Только от гребешков волн увертывайся - вода очень соленая. Утром пляж пустынный. В 10-11 наполняется людьми: отдыхающими и торгующими. Прошел полицейский с бамбуковой палкой. Сделал замечание: ночевать на пляже нельзя. Рядом кемпинг. Узнали стоимость: за ночь- 500Rs за комнату без удобств. Для нас это как выкинуть деньги. В палатке лучше. Учтем на завтра. Обход полицейского раз в сутки. Рамиль ушел обедать в деревню. Затем моя очередь. Ухожу в 12.40. Пожалуй, начинается самая жара. В деревне все замирает. Все закрыто. Никто ничего не готовит. Рынок пустой. Есть нечего, только печенье. Гуляю по деревне. Выхожу к порту. Здесь много причалов. Крупные суда сюда не приходят. Весь берег уставлен вертикальными палками с нитями на которых висит мелкая рыба - сушится. В одном дворе веселье: танцы, пляски. Весь двор накрыт навесом, все в тени. На улице кружится несколько мужичков. Подхватывают меня под руки. Приходится тоже танцевать. Но во двор не захожу. Захожу в ресторан при дороге. Цены раза в два дороже, чем в простых харчевнях. Но предлагают рис с креветками. И есть пиво. Выбираю пиво "Kingfisher". На улице жара, а здесь прохладно, телевизор, пиво прохладное. Возможно все это на меня повлияло вместе, но никогда ни до, ни после я не пил столь приятного напитка. В кафе из посетителей я один. Пацаны следят за мной, наперебой предлагают подвезти на мотороллере до моря. Но я гуляю пешком. Отказываюсь от их услуг. Иду по дороге мимо пальм, виноградных лоз. Мимо проносятся мотороллеры, мотоциклы. Здесь впервые в Индии увидел молодую женщину-мотоциклиста. Встречались на мотороллере, в юбке еще можно ездить на мотороллере. А на мотоцикле сложнее. Да Бомбей все-таки ближе к цивилизации, чем глубинка. Здесь даже встречается в электричке реклама женских купальников. Обнаженное женское тело - невероятная вещь в Индии. Возвращаясь, прошел мимо мечети. Здесь идет какая-то общая молитва. Через решетку виден двор с каменной мостовой, чисто выметенной. На ней сидят около 50человек. Вчера, когда Рамиль увидел мечеть, очень обрадовался. А я, грешным делом, подумал, что он уже стал буддистом. Вечером Рамиль принес рыбину-купил в порту и еще 185г. Уходим в глубину пляжа и палатку ставим уже в темноте, чтобы с рассветом снять. 4 мая. Появилась у меня мысль: раньше закончить наше путешествие. Планы все уже выполнены. Может Рамиль что скрывает, чего хочет, но ничего не говорит. Я тоже молчу, жду когда он пресытится морем, пальмами, экзотикой. Сегодня кажется, остаемся на месте. Рано утром долго купаюсь в море на волнах. Ухожу далеко вдоль берега. На берегу возятся несколько индусов. Рядом дрова, бревна. Только вернувшись к себе, понимаю, что готовится обряд погребения. Мы находимся в стороне 200м. и наблюдаем. Рамиль оказался ближе и даже поговорил с участниками. Сожжение происходит во время отлива. Затем океан приходит и забирает пепел. К вечеру процессия возвращается к берегу, заходит в океан по колено и люди долго стоят в воде, прощаясь. Понятными стали мне и некоторые другие сцены. Группа из 6 человек, все разные, видимо семья пришли на берег, выкопали ямку, очертили круг, составили обувь, вошли в океан, в прибойную волну и долго стояли, смотря вдаль. Видимо вспоминали кого-то. Купаться расхотелось. Решил съездить в город, найти и купить очки. После пропажи рюкзака, без очков не делал никаких записей, надеясь только на память. Но один из Индии без очков не выберешься. А Рамиль, похоже не собирается возвращаться раньше срока. Жара для меня уже привычна. Сажусь на автобус в деревне, еду в город. А в городе днем затишье. В магазинах длинные перерывы. Жду долго. Возвращаюсь к закату. Рамиль уже заждался меня. Его "достали" местные пацаны, даже кидаются камнями. Он от них скрылся с вещами на территорию кемпинга. Все! Завтра уезжаем. До темноты сидим на территории кемпинга, скрываясь от пацанов, потом незаметно уходим на побережье. 5мая. План путешествия выполнен. Что делать дальше? Мы в Бомбее (Bumbai) в морском порту. Много моряков. Привлекает форма моряков бело-голубая. В порту много кораблей, но крупных не видно. Рамиль хочет побывать в Гоа - курортном городе на побережье Индийского океана. Там океан чистый и вода прозрачная. Я решил вернуться в Россию раньше - уезжаю в Дели. Випили мы по бутылке пива, сидя на мостовой, на берегу в порту. Стараемся не привлекать внимание. Город портовый, пограничный, пиво продается во многих магазинчиках, доллары можно поменять в банках, порядки уже похожи на европейские. Но открыто пиво на улицах никто не пьет, видимо это не прилично, да и некому пить - иностранцев мало. Иду по центральным улицам. Много старых зданий построенных еще в колониальные времена англичанами. Очень красивы они своей оригинальностью. Строятся и новые здания (оффисы) в современном стиле. В одном здании насчитал 38 этажей. Много жилых многоэтажных зданий, очень простых по конструкции - просто коробки - это не для состоятельных людей. А еще больше домов по 3…5 этажей. Вечером многолюдно. На первых этажах много мелких магазинчиков. На центральных улицах фасады красивее, а в других местах попроще. Приехав на ж/д вокзал, уезжаю на пригородном поезде ( по совету Рамиля) до ж/д узла. Там две ж/д. дороги. А Бомбей-это тупик железнодорожный. Но оказывается есть ж/д станция Бомбей-центральный, где и кассы и конечная станция. Возвращаюсь на несколько перегонов назад. Одному путешествовать сложнее. Пока разберешься где и что, время уходит. В общий вагон не хочу. Есть скорые, пассажирские, с резервированием билетов т. е. по нашему проезд с местом. А в общих поездах места не резервируются. Выясняю, что бы зарезервировать место нужно найти другое здание (возможно далеко), выстоять очередь. Это как предварительная продажа билетов у нас. А затем окончательный билет берется в кассе на вокзале. И при этом надо заполнять какую- то декларацию, как при полете на самолете. Всех этих неудобств (для меня) нет при покупке билета в общий вагон. Я тороплюсь т.к. через день из Дели в Москву летит самолет того же рейса, что и мой. И я тороплюсь ( поезд идет почти сутки), и видимо опаздываю в аэропорт при оформлении билетов с местом. Выясняется, что их и нет. Все они предварительно проданы. В одном из турбюро мне пишут рекомендательную записку, но поразмыслив решаю ехать в общем вагоне. Выстояв очередь в кассу, беру билет на ближайший поезд до Дели. Что написано на билете для меня не ясно, но четко напечатано время 17.20. Решаю, что это время отправления (просил же на ближайший) и бегу на пути. Один путь, другой: поезда на Дели нет. Подхожу к полицейскому посту. Попался человек, который мне очень запомнился: немного рыжеватый, глаза голубые и как мне показалось, знакомые мне. У одного моего друга есть такие глаза. Объяснил мне, что до отхода поезда еще 4 часа, написал на билете время и номер поезда. Это был первый в Индии, кто помог мне в трудную минуту. Потом я встречал много людей добрых и хороших, но этот запомнился. Спасибо ему. Успокоившись, ухожу гулять по вечернему городу. Быстро темнеет. Красное солнце исчезает за горизонтом. Город сияет огнями. Автомобили, много мотоциклистов. Огни на светофорах горят значительно дольше, чем у нас. Подхожу к вокзалу. Времени в запасе еще 2 часа. Но, что это? К перрону, где будет стоять поезд, выстроилась очередь. Вначале она отгорожена от остального перрона железной решеткой, а по окончании решетки вьется по перрону. Оказывается желающих уехать много, и живая очередь образована, чтобы занять сидячие места в общем вагоне. Занимаю очередь. Люди стоят спокойно. Вскоре начинается движение. Ко мне подбегает человек и кажется, предлагает место. Просит 100Rs (полстоимости билета) Убегаю с ним. Но, оказывается, он просто продает свое место в начале очереди. Такой вот бизнес. Не видя преимуществ, возвращаюсь на свое место. Все ближе решетка. В продолжение решетки два ряда полицейских с бамбуковыми дубинками ( вооружение у них такое). Все бегут между ними по направлению к вагону. Вдруг один из них хватает меня за руку и показывает на другой вагон и вся очередь за мной бежит в другом направлении к следующему вагону. Думаю свободный. Но… Все места сидячие заняты. Когда? Сидения в вагонах широкие на 4 человека. Потеснились. Присаживаюсь с краю. Повезло? Посматриваю по сторонам. Оказывается сидят на скамье уже 5 человек, но двое влюбленных так крепко прижались друг к другу, что и мне места хватило. Едем вшестером на одной скамейке. Ехать почти сутки. Проходят минуты. Поезд еще не тронулся, но я уже считаю себя счастливым человеком. Вошедшие после меня, расстилают газетки, покрывала и размещаются на металлическом полу. Вторые полки давно заняты вещами и людьми. Там по одному, по двое. Но это счастливчики. У них можно сказать спальные места. Стекол в окнах нет. Так что духота не мешает. Мимо окон уже начинают бегать продавцы. В отличие от автобусов здесь продают только продукты: чай в маленьких стаканчиках (дешевый по 2Rs), воду холодную, фирменную и собственного разлива, печености, овощные смеси, фрукты и т. п. Можно завтракать, обедать и ужинать не сходя с места. Это очень удобно, так как, вставши потом очень трудно физически втиснуться на прежнее место, хотя никто не возражает. С течением времени складывается коллектив и уже на станциях следят чтобы кто-нибудь чужой (новый) не занял твое место. Если на станции бежишь за водой прихватываешь и другие бутылки, наполняешь водой. Но пьют каждый только свою воду и затем укладывают бутылку куда-нибудь в сумку. Сосед, который подвинулся (помог мне с местом) оказался говорливым, потом даже утомил меня. Все пришлось ему рассказать: кто, откуда, где путешествовал, с кем. Документы не стал показывать. Считаю деньги и документы лишний раз не нужно вытаскивать и показывать. А он свои показывает. Но он у себя дома. Шофер, водитель, женат, двое детей, член правящей партии, едет на заработки в Дели строить метро. Когда понял, что из меня больше не высосешь информации, стал донимать других соседей. Потом он заснул. Засыпают все. Но долго не поспишь, неудобно. Да и станции встречаются. Сразу шум, гам, предложения продавцов. По проходу начинают передвигаться. А как двигаться, если на полу места нет. Некуда ногу поставить. Везде сидят, лежат, спят. Поезд ночной. Светает в 5.30. и очень быстро. За 20 минут уже светло. За окном полупустыня. Деревья зеленые, а все остальное желтое, рыжее. Все ждет воды, дождей (муссонов). В воздухе пыльное, знойное марево. То, что стекла в окнах нет, спасает от жары 6 мая. Весь день в дороге. В Дели будем после захода солнца. Для меня это неудобно. Надо разобраться с авиа билетами. А рейс моего самолета рано утром. Хорошо, что поезд идет по расписанию и, кажется, здесь нет опозданий. Ближе к Дели начинаю расспрашивать попутчиков о дальнейшем своем маршруте. Находят мне человека, попутчика. Мне надо зайти в агентство Аэрофлота и позвонить в консульский отдел: возможно есть информация о нашем пропавшем рюкзаке. Вот и второй хороший человек, который мне запомнился и которого я постеснялся отблагодарить материально. Проводил он меня до моторикши, сказал: более 30Rs не давай - недалеко ехать. Спасибо ему. Покатался по улице вдоль посольств, российского не нашли. Остановились у Российского культурного центра. Вечер. Уже стемнело, центр закрыт. Только есть охрана. Соединили меня по телефону с дежурным в консульстве, первый раз за последние дни поговорил на русском языке. Радуюсь этому. Но информация для туриста (для меня) неблагоприятная: пропавшие вещи искать безнадежно, в самолет не посадят - это не Россия, посоветовал сходить в агентство Аэрофлота. Благодарю собеседника и охрану. Ухожу искать гостиницу. Одна, другая. Дороговато для меня. На неделю средств не хватит. Но вновь встречаются хорошие люди. Поняв мое положение, пожилой человек дает мне в провожатые своего сынишку и буквально в 200х метрах через дорогу есть приемлемый для меня отель. Здесь небольшая ремонтная автомастерская, ночуют водители, как у нас говорят "дальнобойщики". В разговоре с пареньком узнаю, что собеседник мой японец, что приехали они лет пять назад и условия жизни им понравились. Кажется все в этом отеле японцы. Прически особые, между собой разговаривают не по английски и не по хинди. Люди доброжелательные. Оформляю документы пока на два дня. Успокаиваюсь. Все последние дни меня очень утомили. Одному все-таки не просто путешествовать. 7 мая. Кондиционера в комнате нет. Но жара меня не утомляет. Ночью не более 25С. Напитки охлаждаю или у хозяина в холодильнике, или под вентилятором положив мокрую тряпку на бутылку. Ночью в отеле поселилась еще группа туристов с рюкзаками. Они идут в горы. Весь день гуляю по Дели. Посетил ошибочно турагентство Аэрофлота. Потом попал в агентство Аэрофлота. Нашел всего одного человека говорящего на русском языке. Он популярно мне объяснил, что изменение даты в любую сторону штрафуется. Что мой билет слишком дешевый и что изменения в нем недопустимы. Так, что мое путешествие продолжается. Сергеев Михаил, май 2003
2INDIA.RU - главная страница сайтаТуры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии 1. Туристическая компания «ТурПлюс»Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.
Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам! Телефоны: Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>
Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.
Телефоны:
Контактная форма:С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона). При заказе с сайта скидка 3%! |
|