Индийский танец имеет глубокую духовную основу, уходит корнями в мифологию и религию. С утверждением раннего индуизма ведические божества - Агни, Вару-на, Сурья и другие - отходят на второй план. Главными божествами провозглашается триада: Брахма, Шива и Вишну. Происходит ассими-ляция ранних верований различных племен и поглощение их культов культами основных божеств. Одним из аспектов формирования раннего индуизма было сведение разнохарактерного религиозного церемониала
к некоему общему знаменателю, что стимулировало возникновение различных наставлений и руководств, в том числе и по искусству музыки, танца, ваяния и зодчества. Только рассматривая древние эсте-тические трактаты Индии, где изложены основы теории и истории индийской художественной культуры, с учетом их тесных связей с ис-торией, социальным устройством и религиозно-философскими концепциями эпохи, их породившей, можно понять своеобразный ход древ-неиндийской эстетической мысли, характер заимосвязей и взаимозависимости различных видов искусств. Верховные божества раннего индуизма, согласно трактатам, имеют самое непосредственное отношение к искусству танца. Главными богами, ассоциировавшимися с хореографией, являются Шива - породивший танец, овладевший им в совершенстве и получивший за это имя Натараджа - царь танца; его супруга Кали и воплощение Вишну в образе бога-человека Кришны.Танцы Шивы имеют многослойный сакральный смысл. Могущественный бог созидания и разрушения предстает в них в образе космичес-кого творца; как воплощение жизни и смерти; открывая людям "цель пути" - освобождение от земных иллюзий и достижение просветления, неся им идею о человеческом сердце как о центре Вселенной. Каждый из танцев Шивы, в зависимости от его основной темы, имеет свое собственное наименование.
Идея разрушения воплощена в танце "Тандава тамасик". Вид бога необычен и грозен: тело обвито кобрами, непобедимая сила и мощь заключены в его десяти руках. Место, где совершается этот танец, нереально, символично: охваченная пламенем Земля - символ очищающего себя огнем и разрушением человеческого сердца. Очищая себя таким образом, человеческая душа обретает желанное освобождение.Второй аспект танцующего бога - йогический. Выражен он в "Нритья Сандхья" ("Вечерний танец"), исполняемом по преданию в лучах заходящего солнца на вершине горы Кайласы. По своему внешнему виду здесь бог приближен к человеку, движениям его придана мягкость и плавность. Лицо Шивы словно маска: оно неподвижно, непроницаемо, отмечено печатью йогического самососредоточения и покоя. Танец призван вселять в души смертных покой и умиротворение, изгоняя из них печаль, гордость и горе.Главный танец Шивы - "Танец Одарения", с которым связано выражение созидательных функций божества. Образ Шивы-Натараджи - это образ творца Вселенной: танцуя, он все разрушает и одновременно заново создает жизнь. Дуалистический характер придан его облику: он - бог Шива и в то же время богиня Шакти (одно из имен Кали), в одном ухе у Натараджи серьга мужчины, в другом - женщины. Он - источник всего живого; его танец - начало всех движений; его речь - все звуки мира. В движениях и позах танца получили свое символическое выражение пять функций божества: созидание, покровительство, разрушение, благосклонность и защита. Верхняя правая рука Шивы держит маленький барабан, знаменующий созидание, нижняя правая, поднятая на уровне плеча, согнутая в локте и обращенная ладонью к молящимся, обещает покровительство; в левой нижней руке - огнь, символ разрушения; и, наконец, левая верхняя рука с опущенной вниз кистью и вытянутым указующим перстом обещает благосклонность и защиту, как
бы указывая путь к спасению. Правой ногой Шива попирает демона. Глаза его полузакрыты, словно в
трансе; фигура полна напряжения и ритма.Помимо танцев Шивы, индийская традиция вкладывает глубокий религиозно-философский смысл и в танцы других богов индуистского пан-теона. Танец Кали, например, трактуется как символ соединения богини со своим божественным супругом Шивой, в результате чего богиня приобретает безграничные силы в борьбе со злом, и одновременно как подвиг Шивы, преградившего своим телом путь всеразруша-ющему танцу Кали и сохранившего тем самым на Земле добро и благо.
Танцы Кришны представлены тремя разновидностями. Первый (Тандава) содержит в своей основе легенду о поединке Кришны со стоглавым змеем Калиндой. Второй и третий ("Чувства возлюбленных" и "Великий танец") выражают идею о соединении человеческой души и божественного духа. Радха, возлюбленная Кришны, тоскующая по своему избраннику, и веселый хоровод пастушек, явившихся по зову Кришны
танцевать с ним на берегу реки, - символы души смертной, стремя-щейся к соединению и слиянию с божеством.
Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.
Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!
Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!
Телефоны: +7 (495) 785-88-10 (многоканальный)
Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>