![]() |
|
Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа). Оформление визы в Индию >>> |
Туризм и отдых Путеводитель по Индии
Идеи отдыха:
![]() |
Традиционное кино нетрадиционное
В настоящее время в Индии девять центров кинопроизводства: в Мумбае (прежнее название Бомбея), Тхируванантхапураме (Триванд-рум), Гувахати, Калькутте, Хайдарабаде, Ченнай (Мадрасе), Дели, Бангалоре и Куттаке. Больше всего кинолент выпускается на хинди и на четырех южно-индийских языках: тамили, телугу, каннада и малаялам. В Южной Индии, кстати, находится и основная масса действующих в стране кинотеатров. В 1998 году, например, на хинди было выпущено 153 киноленты, на тамили -133, на телугу - 124, на каннада - 72 и на малаялам - 69. Всего регистрационное свидетельство получили 693 фильма. Ежедневно 10 миллионов зрителей заполняют залы, чтобы хотя бы на три часа (средняя продолжительность каждого индийского фильма) окунуться в мир грез и иллюзий.
Современные "традиционные" индийские фильмы - кинокритики их называют общедоступными (popular) или кассовыми (commercial), - как правило, представляют собой нравоучительные сказки, где добро побеждает зло, а герои-супермены одерживают верх над плохими помещиками, жадными промышленниками, коррумпированными политиками и полицейскими с садистскими наклонностями. Подавляющее большинство таких кинолент - продукт массовой культуры для так называемого внутреннего употребления, театрализованное зрелище, рассчитанное, главным образом, на непритязательного зрителя. 30 лет назад великий индийский режиссер Сатьяджит Рей (1921-1992) довольно едко высказался о традиционном кинематографе на хинди: "Составные части среднего фильма на хинди хорошо известны: цветная пленка (предпочтительно "истмен"); штук 7-8 песен, исполненных голосами, которые все знают и любят; сольный или групповой танец (чем ритмичнее, тем лучше); плохая девушка - хорошая девушка; плохой юноша - С тех пор мало что изменилось, только фильмы теперь снимаются на "кодаке" и молодым влюбленным разрешили целоваться на экране. И все же попытаемся понять, что собой представляет добротно сделанное "традиционное" индийское кино, и прежде всего фильм на хинди, который является его синонимом. Почему эти картины пользуются популярностью, как в самой Индии, так и за ее пределами: в Южной и Юго-Восточной Азии, в Восточной Африке, на Маврикии, в странах Карибского бассейна, Латинской Америки, Ближнего Востока, в Великобритании, Канаде, Австралии, США, а также в России и других государствах бывшего Советского Союза?
В середине 50-х годов после исторического визита Хрущева и Булганина в Индию и ответного визита Неру в СССР эта страна перестала быть для нас terra incognita. "Открытие Индии" сопровождалось широким развитием внешнеэкономических связей, невиданным интересом к индийской культуре и, не в меньшей мере, к индийскому кинематографу. В Дели, Бомбее, Мадрасе и Калькутте были открыты Дома советской науки и культуры, а также представительства "Совэкспортфильма", отбиравшие для закупки и дубляжа на русский язык новинки индийской кинематографии. Благодаря усилиям "Совэкспортфильма" в нашем прокате демонстрировались 250 картин. К сожалению, после распада Советского Союза в независимой России Индии перестали уделять должное внимание. Все представительства "Совэкспортфильма" в этой стране были закрыты. Кто-то из "умников" решил, что индийское кино не нужно российскому зрителю. Поэтому за последние 10 лет в нашем кинопрокате не появилось ни одного нового индийского фильма.
"Традиционное" кино изначально формировалось под воздействием двух эпических поэм "Махабхараты" и "Рамаяны", театра на санскрите, народных театров на новоиндийских языках, как то: "Рамлила" и "Кришналила" (Уттар Прадеш), "тамаша" (Махараштра), "якшагана" (Карнатака), "наутанки" (Раджастхан), "бхаваи" (Гуджарат), "джатра" (Бенгалия) и других, а также театра парсов. Оно испытало на себе влияние голливудских фильмов. Сюжеты из "Махабхараты" и "Рамаяны" легли в основу религиозно-мифологических фильмов родоначальника кинематографии Дхундираджа Говинда Пхалке (1870-1944), более известного под именем Дада Сахеб Пхалке. Систематическое обращение к поистине неисчерпаемому кладезю образов, тем и сюжетов мифологии индуизма обеспечивало кинокартинам популярность и общедоступность. В начале 30-х годов мифология присутствовала в сюжетах 40 процентов фильмов. Со временем процент мифологических картин стал падать и в последние годы стабилизировался на относительно невысоком уровне пяти процентов. Сюжетные мотивы, взятые из "Махабхараты", прослеживаются и в творчестве современных режиссеров, например, в фильмах "Век машин" Шьяма Бенегала и "Волна" Кумара Шахани. В середине 30-х годов кинематограф превратился в самое массовое и любимое времяпрепровождение миллионов индийцев. Один из лидеров национально-освободительного движения, ставший в 1947 году первым премьер-министром Индии, Джавахарлал Неру говорил: "В Индии влияние кино во много раз сильнее, чем влияние книг и газет, вместе взятых". Чандулал Шах (1898-1975) был первым режиссером, который начал адаптировать на индийский лад сюжеты, взятые из голливудских фильмов. Конвейерная система производства позволяла ему в первой половине 30-х годов снимать на его собственной студии "Ранджит" до шести фильмов в год. С течением времени у индийского зрителя выработалось отношение к кино как к театрализованному зрелищу. Именно такими и были в подавляющем своем большинстве религиозно-мифологические и исторические фильмы 20-30-х годов, трюковые и костюмные 30-40-х, сентиментально-романтические мелодрамы 40-50-х, социально направленные киноленты 60-х годов. Начиная с 70-х годов, общий процесс развития коммерческого кинематографа определяют семейно-бытовая мелодрама и боевик. Надо отметить, что традиционная созерцательная мелодрама театрального характера все больше приобретает "кинематографический" вид, испытывая тенденцию к слиянию с боевиком. Так, в боевиках 80-х годов в качестве мелодраматического ингредиента непременно присутствует любовная линия, а мелодрама становится более динамичной за счет приключенческой интриги. В последние годы даже появился особый гибрид боевика с мелодрамой, нечто вроде "идиллии с насилием", где первая половина картины развивается по канонам традиционной мелодрамы, а вторая - остросюжетного боевика. Говоря о такого рода продукции, ставшей своеобразным эталоном популярного кинозрелища, духовным ширпотребом для непритязательного зрителя, старейший индийский актер Ашок Кумар с горечью констатировал: "Современные коммерческие киноленты выглядят как иностранные - настолько в них малоощутимы жизнь нашего общества и богатство национальной культуры". В 60-х годах закончилась эра романтических героев и героинь, которых олицетворяли Радж Капур, Раджеш Кханна, Дев Ананд, Наргис, Вахида Рехман и другие. Им на смену пришел супермен-"антигерой" Амитабха Баччана, который не страдал, не размышлял, а действовал, кулаками и оружием восстанавливая попранную справедливость. Апофеозом насилия стал вестерн "Месть и закон" (1975), вышедший у нас в прокате в сокращенном виде. Герои этого фильма Виру (Дхармендра) и Джайдев (Баччан) - преступники-рецидивисты, которых нанимает Тхакур Сахеб, офицер полиции в отставке, чтобы расквитаться со своими обидчиками и заодно избавить крестьян от разбойников. Амджад Кхан, сыгравший роль Габбара Сингха, главаря бандитов, сразу стал знаменитым. "Месть и закон" демонстрировался в Бомбее в течение пяти лет. Во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов Баччан безраздельно господствовал на бомбейском киноолимпе, удерживая целое десятилетие титул "суперзвезды". Накануне 2000 года Баччан был провозглашен актером тысячелетия. В Музее мадам Тюссо даже появилась его восковая фигура. Претерпела изменение и роль героини. Она все чаще становится жертвой насилия. Впервые сцена изнасилования появилась в фильме "Весы правосудия" (реж. Б.Р. Чопра, 1980). В Индии, как и в США, сложился и процветает культ кинозвезд. Наряду с этим кассовый успех фильму гарантируют песенно-танцевальные номера. Песни из кинофильмов в значительной мере можно считать предшественниками современных видеоклипов. Еще до выхода картины в прокат они тиражируются на аудиокассетах, звучат с экранов телевизоров. Иногда киномузыка может даже обеспечить успех посредственному фильму, а песня-хит - сделать актера-дебютанта знаменитым. "Музыка, - как говорит известный актер Шахрукх Кхан, звезда номер один современного индийского кинематографа, -рекламная кампания картины". 70-е годы можно назвать золотым десятилетием "нетрадиционного" или, как его иначе называют, "параллельного" кино. За ним закрепились также названия "art-cinema" и "новая индийская волна". Большую роль в становлении "нетрадиционного" кинематографа сыграла Национальная корпорация развития кино (НФДК), которая оказала финансовую поддержку многим известным и начинающим режиссерам. С помощью НФДК Мринал Сен снял "Бхуван Шом" (1969), а Мани Каул - "Хлеб наш насущный" (1969). Беспроцентные ссуды на создание фильмов получили также Кумар Шахани, Сайд Ахтар Мирза, Кетан Мехта и другие выпускники национального Института кино и телевидения. В развитие "нетрадиционного" кинематографа большой вклад внесли региональные режиссеры: Мринал Сен (1923), Гаутам Гхош (1950), Апарна Сен (1945) из Западной Бенгалии, Раму Кариат (1927-1979), Г. Аравиндан (1935-1991), П.А. Бэкер (1940-1993), Адур Гопалакришнан (1941) из Кералы, Гириш Карнад (1938), Б.В. Карантх (1929), Гириш Касаравалли (1949) из Карнатака, Мани Ратнам (1956) из Тамилнаду и др. Их картины по стилистике близки к образцам западного кинематографа. Создатели "нетрадиционного" кинематографа не придерживаются одинаковых идейно-эстетических взглядов, но всех их объединяет одно желание - вывести индийское кино из тупика, сделать его зеркалом социальной действительности, а не средством отвлечения от реальной жизни, "опиумом для народа", как говорил Мринал Сен, перефразируя известное высказывание К. Маркса. Они в основном ориентируются на интеллектуального зрителя, затрагивая самые сложные и болезненные проблемы сегодняшней Индии - национальной интеграции, распада традиционной патриархальной семьи, положение женщины в обществе, противоборства старого и нового на всех уровнях - от бытового до философского. Хотя в общем объеме фильмы режиссеров нового направления составляют не более трех-четырех процентов, но именно эти произведения достойно представляют индийскую кинематографию на международных фестивалях. Они демонстрируются по каналам отечественного и зарубежного телевидения и на Неделях индийского кино, идут в коммерческом прокате. В настоящее время индийская кинематография испытывает серьезную конкуренцию со стороны телевидения и видео. Помимо основного канала государственного телевидения "Дурдаршан", зрители могут смотреть развлекательный канал "Метро", частные каналы Star TV и Zee TV, а также кабельные на разных индийских языках. Значительную часть телевизионного времени занимают кинофильмы и телесериалы с частыми рекламными вставками, а также песни из кинофильмов. Одним из первых индийских телесериалов была "мыльная опера" "Мы люди" (1984-1985). Большой рейтинг имели также сериалы "Рамаяна" (реж. Рамананд Сагар, 1986-1988) и "Махабхарата" (реж. Б.Р. Чопра, 1988-1990), сделанные на материале одноименных эпических поэм. Их посмотрели 75 процентов телезрителей. "Рамаяна" состояла из 91 серии, "Махабхарата" - из 94. Сейчас трудно сказать что-либо определенное о дальнейшей судьбе "традиционного" или развлекательного и "нетрадиционного" или социального кино. Они развиваются во взаимодействии и, по всей видимости, со временем грани между ними будут стираться. Многие актеры, дебютировавшие в фильмах режиссеров "art-cinema", теперь стали звездами коммерческого кинематографа. В то же время режиссеры "нетрадиционного" кино стремятся сделать свои картины более доступными массовому зрителю, обогащая их песенно-танцевальными номерами. Ведь, в конечном счете, кино снимается не ради кино, а для зрителя. Ю. КОРЧАГОВ,Индия сегодня, Источник: http://www.centre.smr.ru
2INDIA.RU - главная страница сайтаТуры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии 1. Туристическая компания «ТурПлюс»Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.
![]() Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам! Телефоны: Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>
Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.
Телефоны:
Контактная форма:С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона). При заказе с сайта скидка 3%! |
|