|
Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа). Оформление визы в Индию >>> |
Туризм и отдых Путеводитель по Индии
Идеи отдыха:
|
Стили и направления. Древняя ИндияЧувство уважения к традициям, присущее индусам, заставляло их строго придерживаться форм, доставшихся от предков. По строгой кастовой системе ремесло переходило от отца к сыну, и право заниматься тем или иным искусством (ремеслом) было привилегией нескольких семей. Древнейшие очаги культуры Индии хронологически соответствуют шумеро-аккадскому периоду Месопотамии (4–2 тысячелетия до н.э.). Важнейшие археологические исследования этого периода, проведенные в древнейших поселениях Мохенджо-Даро, Хараппа, Дотал, а также литературные источники свидетельствуют о наличии в Индии городов с высокоразвитой культурой, законодательством и буквенным письмом. До нашего времени сохранилось немногое: развалины общественных зданий, дворцов, бассейнов для религиозных омовений и скульптура, отличающаяся свободными пластичными формами. Городские двух- и трехэтажные дома чаще всего примыкали друг к другу и имели внутренние дворы. В качестве строительного материала применялись древесина и обожженный кирпич. Использовались также ложные своды и арки (клинчатая арка в Индии вплоть до мусульманского завоевания была неизвестна). Полы в интерьерах мостились кирпичом и застилались циновками. Необыкновенно высокого уровня достигла система инженерного благоустройства: водопровод, канализация, мусоропроводы в полостях стен, подпольное отопление в банях и богатых домах. В 1 тыс. до н.э. господствующей религией был брахманизм, освящавший кастовое деление общества. Жесткая дифференциация проводилась повсюду – вплоть до деления городов на отдельные части с соответствующим населением. Города имели регулярную застройку в основном деревянными домами, среди которых выделялись храмы, дворцы и общественные бассейны. Камень и обожженный кирпич употреблялись редко, поэтому до наших дней не сохранились ни сами строения, ни элементы оборудования. Литературные же источники говорят (очевидно, не без преувеличения) о сказочной роскоши парадных дворцовых интерьеров, в которых полы были из драгоценных камней, на окнах жемчужные сетки, лестницы покрыты коврами, стенные росписи, мебель, инкрустированная драгоценными металлами и слоновой костью. Чувство уважения к традициям, присущее индусам, заставляло их строго придерживаться форм, доставшихся от предков. По строгой кастовой системе ремесло переходило от отца к сыну, и право заниматься тем или иным искусством (ремеслом) было привилегией нескольких семей. О следующем периоде, который последовал за вторжением в Индию во 2 тыс. до н.э. ариев и упадком всей старой культуры, мы можем судить по литературным источникам: ведам, санскритскому эпосу и по более поздним скульптурным и живописным произведениям, изображавшим жизнь Будды на фоне древней архитектуры. Как свидетельствуют изображения на рельефах, восточные жители редко отказывались от привычки сидеть на земле и, даже сидя на стуле, чаще всего скрещивали под собой ноги так, как будто по-прежнему сидят на полу. В ту эпоху для сидения часто применяли круглый стул без спинки или табурет с ажурным каркасом и подушкой. Как правило, их покрывали красивым покрывалом. Сиденьем служила подушка в форме сплющенного шара. В торжественных случаях использовали парадный трон, с суживающимися книзу ножками, с сильно выступающими вперед верхними рейками спинки, украшенной устрашающими головами драконов. Дошедшие до нас изображения индийской мебели для сидения отличаются тем, что сидящие на них люди представлены в одной и той же позе – наполовину на корточках, а их поджатая левая нога, чаще всего, располагалась на подушке сиденья. Встречаются изображения и более удобной мебели для сидения – в виде лавок, подобных современной софе. Письменные документы свидетельствуют о том, что ремесленники-индусы научились гнуть древесину. Этот способ вновь был открыт в Европе лишь в начале XIX века (т.н. «венская» мебель). Вкус к повышенной декоративности и сложной орнаментике нашел воплощение в технике цветного лакирования, используемой индийскими мастерами, а также в резьбе по дереву. Такое интенсивное развитие лаковых техник обусловлено богатством Индии различными смолами. Одним из методов было лакирование выточенных элементов мебели цветными, быстросохнущими лаками. Другой метод – многослойное нанесение лака с процарапыванием рисунка на его поверхности наподобие сграффито (от итальянского sgraffito – выцарапанный – способ декоративной отделки стен, при котором рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки и при этом обнажается нижний, отличный по цвету, слой). Малогабаритные изделия мебели и ящики изготавливались из папье-маше и лакировались довольно сложным способом. Применялась интарсия (инкрустация, врезка в деревянную поверхность) черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика). О непритязательности индусов свидетельствует и примитивное переносное «изделие мебели» – опора для тела «байрага»: факир, сидящий на корточках, опираясь руками и головой о подставку, спокойно спит. Однако в то же время индусы знали и комфорт, о чем свидетельствует церемониальное кресло буддийского монаха, напоминающее по своей конструкции деревянный трон. Благодаря широкому строительству каменных сооружений, служивших для пропаганды культа, буддийский период оставил много памятников материальной культуры. Эти сооружения могут быть сведены к трем видам: ступа (монументальный, обычно полусферический погребальный храм, не имеющий другого внутреннего пространства, кроме реликвария), чайтья (храм) и вихара (монастырь). Наибольший интерес представляют монастырские шатровые храмы чайтья, полностью высеченные из скал. Чайтья унаследовали форму легких деревянных храмов, которые сооружались над ступа и, в свою очередь, воспроизводили конструкции ведийского периода. Они имели круглое помещение вокруг ступа, к которому примыкал удлиненный зал молящихся, перекрывающийся деревянными полукругами или подковообразными фермами. Чайтья имеет прямоугольный план с абсидой в конце, противоположном ко входу. В пространстве абсиды расположена монолитная ступа, высеченная в скале. Зал разделен двумя рядами колонн на три нефа, причем средний неф значительно шире боковых. Боковые нефы предназначены не для движения, а для иллюзорного расширения ограниченного пространства пещерного храма. Чайтья имеет только одно полукруглое окно над входом, что явно недостаточно для яркого и ровного освещения интерьера. Топовый букмекер с быстрыми выплатами и отличными условиями. Внутреннее пространство чайтьи растворяется в таинственном полумраке, сгущающемся за колоннами в боковых нефах. Из этого полумрака на зрителя наступают фантастические образы настенной живописи и рельефов, которыми покрыты верхние части столбов. Как и в ахменидской Персии, капители многих пещерных храмов имеют значительную высоту (существует мнение, что в ряде индийских храмов работали персидские мастера). Для рельефов чайтьи в Карли характерны изображения коленопреклоненных слонов с сидящими на них людьми. Во входной части храмов расположено множество рельефов, отображающих историю жизни Будды, проповедовавших основные идеи учения и подготавливавших религиозное мистическое настроение у верующих. Из памятников буддийской архитектуры самым знаменитым является пещерный комплекс в Аджанте – место паломничества буддистов из разных стран. Здесь, в скалах крутого берега реки, в период с III в. до н.э. по VI в. н.э., были высечены пять храмов чайтья и двадцать четыре пещерных монастыря вихара, где жили и обучались монахи. Стены вихара, как и чайтья, были покрыты росписями. В отличие от монументально-декоративной живописи древнего Египта и Месопотамии, где композиционная структура стенописи строилась по принципу упорядоченных горизонтальных фризовых лент, живопись древней Индии решалась как полихромный ковер, сплошь покрывающий стены и потолок. Она очень динамична и свободна по композиции. В декоративных росписях, покрывающих обычно потолки, обрамления дверей и ниш, наиболее часто используется растительный орнамент, воспроизведенный в виде натюрморта из цветов и плодов. В культовых сюжетах без жестких иконографических канонов изображается природа, животные, люди, архитектура. Не владея приемами линейной перспективы, художники передавали ощущение объема и пространства при помощи градации интенсивности цвета, пластической моделировки, разнообразия движения, поз и ракурсов. Переход от буддийского к новобрахманскому периоду сопровождался постепенной трансформацией относительно небольших пещерных храмов в наземные культовые комплексы. Переходной формой можно считать храм в Эхол (VI в. до н.э.), представляющий наземную постройку, интерьер которой точно повторяет план подземной чайтьи. Снаружи храм окружен крытой галереей, его венчает башня, оформленная скульптурой и расположенная над тем местом, где внутри находится ступа. Знаменитый архитектурно-скульптурный комплекс Калаисы в Элуре (VIII в. н.э.), воспроизводящий «калаису» – священную гору в потустороннем мире. Его скальное помещение имело высоту 30,5 м, длину – 61 м и ширину – 30,5 м. Весь комплекс был изваян из скального массива путем выемки рвов вокруг здания. Строительно-скульптурные работы начинались не с нижних, а с верхних частей здания. В дальнейшем архитектурно-скульптурный принцип формообразования, берущий начало в буддийской эпохе, стал определяющим для методов и композиционных приемов всего культового строительства новобрахманского периода. Индуистские храмы подразделяются на два основных типа: северный – башнеобразный, и южный, в котором преобладают горизонтальные формы. Для обоих типов общей является скульптурность, а также диспропорция между значительными внешними объемами и относительно небольшими внутренними пространствами. Более того, толщина стен и купола интерьера зачастую различна. Первичным в интерьерах становится не взаимосвязь пространств, не линии и границы архитектурных форм, а сама их материальная поверхность, ее пластическая разработка. Новобрахманский храм – это замкнутый в себе мир образов и символов, отражающих мироздание во всех его аспектах. Его фасады и интерьеры, по сути сформированные из скульптурных форм – отвлеченных геометрических (обломы цоколей, парапетов, баз колонн), ассоциативно-растительных и изобразительных – с многочисленными фигурами божеств, музыкантов, танцовщиц и эротических сюжетов (рельефами покрывались даже стволы колонн). Все эти скульптурные образы имели культовый смысл и проповедовали идеи индуизма. В пластике обычно канонизировались отдельные главные боги, а в побочных персонажах преобладала свобода пластичной трактовки, полнокровное чувственное начало. Новобрахманский храм состоит из нескольких помещений. В Бхубанесвара (XI в н.э.) четыре архитектурно-скульптурных объема, примыкающих друг к другу, формируют ядро храмового комплекса. Интерьеры, заключенные внутри этих сросшихся внизу объемов, образуют соответственно святилище (под высокой башней параболического очертания), зал для молящихся, зал для исполнения ритуального танца и зал приношений. Полумрак, царивший здесь постоянно, лишь усиливал напряженную эмоциональную экспрессию скульптур и декоративных рельефных форм. Один из крупнейших храмов Кхаджурахо (XI в н.э.), помимо входного портика, включал в себя помещения для молящихся, святилища и крытую галерею обхода вокруг центрального ядра помещений. Эта галерея-портик, опоясывающая здание, придавала его интерьерам большую, чем обыкновенно в индуистских храмах того времени, сложность, связывала с внешним пространством и обостряла излюбленную в индийской архитектуре борьбу света и мрака выразительностью скульптурных форм. Позднейшие новобрахманские храмы, расположенные, в основном, на юге страны, представляют собой крупные комплексы, состоящие из многочисленных строений (собственно храмы, жилища служителей, базары, бассейны, галереи, колонные залы для собраний). Все эти строения окружены прямоугольной каменной оградой (иногда несколькими) с огромными (до 60 м в высоту) башнеобразными воротами. Интерьеры храмовых зданий, обычно перегруженные скульптурным декором, продолжают архитектурно-планировочные решения и декоративные традиции более раннего периода. Наиболее известные сооружения такого типа – большие храмовые комплексы в Мадуре (XI – XVIII вв.). Позднее, когда в Индии сказалось влияние Европы, появились новые запросы, оживившие тысячелетнее мебельное мастерство индусов. В Европе XIX века нашлось много любителей индийской мебели, которая, в основном, приобреталась из-за ее пышного экзотического декора. Прежде всего, искали мебель, украшенную бомбейской мозаикой. Это оживило индийское мебельное искусство. Образовался новый, смешанный стиль. Появившаяся индийская мебель, хотя и стала приобретать европейские формы, но благодаря обильной индийско-арабской орнаментике, сохранила характерные индийские черты. Кроме того, с влиянием древнеиндийских резчиков мы встречаемся в мебельном искусстве мастеров Португалии и Голландии. Пышная ажурная резьба в более позднем индийском мебельном искусстве – свидетельство особой страсти индусов к декору, украшениям. Затраты времени не имели значения, с неповторимым терпением восточного человека педантичным кропотливым трудом создают они изделия мебели. Индийский стиль, несмотря на чуждые нам черты, интересен и весьма декоративен. Наряду с тщательной проработкой деталей, на нас прежде всего производит впечатление поразительное пристрастие азиатских народов к помпезности и сложной орнаментике, что не всегда органически связано с назначением того или иного изделия. Материал подготовила Ольга Дорофеева Источник: http://feiga.ru
2INDIA.RU - главная страница сайтаТуры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии 1. Туристическая компания «ТурПлюс»Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.
Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам! Телефоны: Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>
Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.
Телефоны:
Контактная форма:С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона). При заказе с сайта скидка 3%! |
|