2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале. Тел.: +7 (495) 785-88-10 (мн.)
2INDIA.RU - Путеводитель по турам и достопримечательностям Индии. Отдых в Гоа, Керале.
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |
  Авиабилеты в Индию! - регулярные и чартерные рейсы в Индию (Нью-Дели, Мумбай, Гоа).
Оформление визы в Индию >>>  

Туризм и отдых

Туры в Индию

База отелей Индии

Визы в Индию

Авиабилеты в Индию

Путеводитель по Индии

Фотографии Индии

Достопримечательности Индии

Недвижимость и аренда вилл

Гоа (Goa)

Керала (Kerala)

Индийское искусство

Религии Индии

История Индии

Статьи об Индии

Вопросы и ответы

 

Идеи отдыха:

Отдых во Вьетнаме
Туры во Францию


Rambler's Top100

Современная архитектура

1. 1947 - 1959. ПРАВО ВЫБОРА ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Разнообразие проблем, нереализованные возможности, ожидания и надежды возникли с завоеванием Индией в 1947 году политической независимости. Разделение страны создало проблему беженцев, в которую были вовлечены миллионы семей. Все взоры устремились на обретших свободу людей и их руководителей, и вся нация принялась за дело, которое нуждалось в их усилиях, чтобы привести в движение колесо общественного развития. Поначалу не хватало времени на разработку планов строительства. Страна была охвачена строительной лихорадкой, так как миллионы людей нужно было заново расселить по всему Пенджабу, в Дели, в Западной Бенгалии.

Как только архитекторы начали осознавать весь размах предстоящего строительства, вновь разгорелись старые споры о стиле. Центральным вопросом всех споров об архитектурном стиле в десятилетие до независимости было; до какой степени могут англичане принять национальный стиль, чтобы не возникло впечатления, что они идут на политические уступки порабощенному ими народу. После обретения независимости постановка вопроса изменилась: сколь велико может быть влияние национального стиля у народа, только что завоевавшего независимость, чтобы не показаться отсталым и слабым ни в собственных глазах, ни в том образе, который страна являла перед миром. В спорах рождались новые лозунги и новая лексика. Национализм, весьма распространенное чувство и вполне понятное в первом упоении свободой, стремился найти выражение в некритическом восстановлении прошлого во всех областях культуры, в том числе и в архитектуре. Стили в архитектуре, рожденные модернизмом и колониальным опытом, воспринимались как чуждые и, следовательно, антинациональные. Некоторые из видных политических деятелей в стране оказывали поддержку "возрожденцам", которые хотели вернуться на тысячу лет назад, к архитектурным формам и деталям, символизировавшим классические эпохи и золотые века индийской культуры.

Другой точки зрения придерживалась горстка интеллектуалов и архитекторов, которые доказывали, что любой памятник следует рассматривать в контексте своего времени, что ему не следует подражать и что современная Индия нуждается в современных архитектурных символах и формах, чтобы выразить динамичность освободившегося народа в ею экономическом развитии. Проект Голконды в Ашраме, Ауробиндо в Пондишерри производил на них большое впечатление. Голкон-да — это монастырская обитель, спроектированная чехом Антонином Реймондом (1888—1976).

Голконда была первым настоящим сооружением из бетона в Индии. Все ее детали и своеобразие вытекали из особенностей климата и психологических потребностей обитателей: сквозная вентиляция и защита от солнца были достигнуты перекрытием всей поверхности горизонтальными солнцезащитными устройствами ("солнцереза-ми"), был также использован тонкий сборный каркас бетонного свода, чтобы создать вентилируемую двойную крышу для теплоизоляции. Здание было завершено уже после обретения независимости в 1948 году Голконда выразила дух новой эпохи, положив начало современной индийской архитектуре, хотя лишь немногие архитекторы в Индии знали о ее существовании. Противники обращения к прошлому искали и находили поддержку премьер-министра Джавахарлала Неру (1890-1964). Он пришел им на выручку. Пенджабу нужна была новая столица. Премьер-министр Неру пригласил Ле Корбюзье, чтобы тот взялся за создание этого нового города.

В целом три стилистических направления господствовали в индийской архитектуре в смутные 50-е. Первая группа индийцев, получивших образование в Америке, состояла из Хабиба Рахмана, Ачьюта Канвинде и покойного Дурги Баджпая. Все они были юными романтиками, восхищавшимися Ле Корбюзье и другими европейскими мастерами (правда, не непосредственно, а через восприятие американцев). Они также находились под влиянием американского модернизма. Так, в Новом Секретариате Рахмана и в здании АТИРА, спроектированном Канвинде, заметно влияние лаконичности школы Баухауза; в Джехангирском музее искусств Баджпая - пластичность и свежесть выражения совершенно чужда градостроительной традиции Бомбея. И мемориал Ганди (архитектор Корреа) в Ахмедабаде — первая попытка использования нового стиля в архитектуре, выражающего одновременно и преемственность культурной традиции и некоторый отход от нее. Это была первая работа, которая сознательно отражала смуту 50-х - колебания индийцев под двойным давлением традиционного мировоззрения и стремления к модернизации. Такое мог выразить только Корреа.

Вторую группу, с уважением относящуюся к архитектурному стилю, вообще говоря, можно назвать "ретроградами", если использовать известное выражение Уолтера Джорджа. Она бьша вполне удовлетворена испытанными и проверенными методами 30-х и 40-х годов. В здании Верховного суда в Дели, спроектированном архитекторами Отдела государственных работ, отчетливо виден имперский стиль Лютьенса и Бейкера. Он оказался достойным повторения по прошествии целых двадцати пяти лет. Здание Секретариата (Видхан Саудха), спроектированное Отделом государственных работ в Бангалоре, демонстрирует в полную мощь стиль возвращения к прошлому.

Третье стилистическое направление в этот период пыталось выразить дух свободной Индии — примерами могут служить застройка Чандигарха, а также ряд сооружений в Дели, где международный стиль подвергся модификациям. В здании Т. Б. Ассоциации Уолтера Джорджа в Дели современное добавление легких передвижных "солнцерезов" указывало на отход Джорджа от устаревшего набора перекрытых сводами и украшенных колоннами веранд. В Чандигархе Максвелл Фрай и Джейн Дру привнесли свой обширный опыт строительства в Африке, который они использовали для разработки новых типов зданий в жилищном строительстве. Архитектура Индии осваивала новый язык, ибо Пенджабу нужна бьша новая столица, и чистейшие и наиболее абстрактные образцы нового стиля — Ганди Бхаван Жаннере и Верховный суд Корбюзье.

Три здания Верховный суд в Чандигархе, Верховный суд в Дели и Видхан Саудха в Бангалоре — дают представление о современной индийской архитектуре 50-х годов. Эти здания воплотили в зрительных образах определенное мировоззрение и дали сторонникам каждого направления возможность наиболее -точно отразить облик современной Индии.

Споры о выработке стиля бушевали целое десятилетие, но 50-е стали также свидетелями и широкого распространения архитектурного образования. В 1947 году в Индии было три учебных заведения: в Бароде, Бомбее и Дели. К концу 50-х возникло девять новых учебных заведений, потому что процесс планового экономического развития требовал увеличения числа архитекторов разных профилей.

Первые группы выпускников этих учебных заведений в Дели стали работать в Чандигархе, где они попали под влияние новой методологии Ле Корбюзье, Жаннере, Фрая и Дру. В Ахмедабаде начало культурному и архитектурному возрождению было положено промышленниками, возглавляемыми семьей Сарабхай, которая дала заказ Корбюзье на четыре здания в этом городе- Б В До-ши, который работал с Ле Корбюзье в Париже, стал преемником Жана Луи Вере как второй архитектор при проектировании этих зданий и решил обосноваться в Ахмедабаде. Несколько архитекторов из Бомбея перебрались в южную Индию, чтобы в таких городах, как Мадрас и Бангалор, приступить к первым самостоятельным работам. Но в общем ветры перемен в стиле, ощутимые в

Чандигархе, Дели и Ахмедабаде в 50-х, не затронули остальные города.

Первый пятилетний план Индии был принят в 1952 году, и это дало толчок развитию архитектуры и связанным с ней профессиям. Значительные ресурсы были зарезервированы для капиталовложения в тяжелую промышленность, в освоение новых участков, в строительство промышленных зданий, в научные и технические исследования и образование. В то время как процесс индустриализации развивался подспудно, родилась новая, независимая профессия — консультант по структурному дизайну. Строительная индустрия начала производить в местном масштабе такие предметы, как качающиеся деревянные двери и окна, широкий ассортимент изделий из асбоцемента. Технические возможности кондиционерных установок привели к повсеместному (и, возможно, неразумному) снижению высоты этажей, а повышение цен на землю и строительные работы привели к сокращению междуэтажного пространства в строительстве жилых домов и коммерческих предприятий. Все эти изменения начали влиять на внешний вид и масштабы архитектуры по всей стране, независимо от господствующих стилей.

2. I960 - 1974. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЧАНДИГАРХА

Индустриализация, модернизация и "вестерни-зация" были ключевыми моментами экономического и социального развития в годы правления премьер-министра Джавахарлала Неру. После завоевания независимости на вершине социальной и экономической пирамиды произошли коренные изменения и в моральных, и в материальных ценностях. К 1960 году основным покровителем архитектуры стала политическая, бюрократическая и промышленная элита; за немногими исключениями, именно они теперь требовали зданий, которые выражали бы "современный" облик их самих и страны в целом.

Архитектура 60-х, таким образом, отражает недвусмысленное стремление идентифицировать себя с западным образом жизни и его современными институтами. Выбор стиля был самоочевиден. Возникало впечатление, что у Индии было одноединственное право выбора: формы и образы, ассоциируемые с тем, что тогда стало здесь известно под названием Международного стиля. Новое поколение архитекторов, получивших образование в Индии, вернулось после повышения квалификации из Европы и Америки. Они вдохнули свежие силы в эту профессию. Вместе с Доши, Корреа и дюжиной других, которые работали под руководством мастеров в Чандигархе, они стали новыми проповедниками модернизма.

К началу 60-х архитектурные интересы и частное финансирование переместились к северу от Бомбея. Дели, Чандигарх и Ахмедабад стали основными источниками частного финансирования. Генеральный план застройки Дели (1962 г.), первый индийский всесторонний план градостроительства, заложил основы обширной программы развития города. Это создало множество возможностей для архитекторов.

К 60-м годам повсюду в северной Индии начало ощущаться явное воздействие столичного комплекса в Чандигархе. Немногие архитекторы стали бы отрицать, что в результате этого строительства к ним пришло понимание формы. Молодые архитекторы, подвергшиеся воздействию сооружений Чандигарха, практически осознали также возможности новых способов обработки старых материалов: кирпичу и бетону были даны новые характеристики, как строительным материалам, изготовленным человеком и, таким образом, способным выразить врожденное искусство ручной работы наших строителей. Особенно изменились представления о завершенности здания у молодых проектировщиков, а таким образом изменились и идеалы совершенства в строительстве. Молодые архитекторы в Ахмедабаде и северной Индии иначе воспринимали внешний вид зданий. Работы с использованием открытой кирпичной кладки и бетона демонстрировали новый эстетический уровень. Так, в 60-х осознание формы сопровождалось также новым пониманием качественных характеристик этих материалов.

Другое весьма ощутимое воздействие Чандигарха заключалось в том, что он дал возможность архитекторам Севера непосредственно наблюдать процесс созидания замечательных произведений архитектуры. Отсюда начался новый процесс осмысления, поставивший под вопрос ряд прежних направлений. В Ахмедабаде Доши основал новую школу архитектуры. Делийская школа, которая десятилетием раньше ввела Международный стиль, выросла, расправила крылья и стала теперь известна как Школа планирования и архитектуры.

Архитектурные направления периода 1960 — 1974 годов отражают пять различных подходов и набор разнообразных влияний. Первый подход представляют Индийский интернациональный центр (архитектор Штейн) и Мемориальная библиотека Неру (архитектор Рана). Эти сооружения удивительно гармонически вписываются в окружающую микросреду в духе лучших традиций Неутра и Райта.

Второй подход выражается в изучении возможностей сочетания открытой кирпичной кладки с бетоном, где была проявлена изобретательность, о которой и не мечтали строители Чандигарха. Здание Национального института дизайна явилось результатом плодотворных совместных усилий одаренных богатым воображением Гаутама и Гиры Сарабхаи и учителей. При строительстве Индийского института управления, строгого, как монастырь, Кан задал вопрос: что по душе кирпичу? И кирпич ему ответил: "Я питаю склонность к аркам". В индийском Статистическом институте (архитектор Раджа) диалог кирпича и бетона Ка-на получает новое развитие, достигая элегантности, которая могла бы порадовать душу и самого Кана.

Третий подход 60-х годов — стремление превзойти пластические формы Ле Корбюзье. Большинство этих усилий заслуженно забыты, но есть исключения и среди них работа Шива Натха Прасада. В его Шри-Рам Центре мы наглядно видим разносторонние возможности железобетона использованного для выражения отдельных объемов и форм, возникающих из четких функциональных потребностей.

Четвертый подход к проектированию, о котором, возможно, будут вспоминать как о доминирующем, был создан поколением, в различной степени испытавшим на себе влияние Ле Корбюзье, Жаннере, Кана, Танге, Стирлинга и Сафди. Хотя работы этого молодого поколения отличало дерзкое и часто агрессивное соединение конструктивных элементов и форм, результаты их труда отличаются значительным разнообразием в соответствии с подходом каждого архитектора к выбору масштаба, материала и деталей. Новаторской работой здесь было здание для персонала У.М.С.А. Умелое применение открытой кирпичной кладки, простой бетонной опалубки, а также уступчатых террас в совокупности дает мощный импульс для развития идей в частном и государственном жилищном строительстве. Постоянно действующий Выставочный комплекс Раджа Ре-вала — ошеломляющий образ технологического прогресса, который, по иронии судьбы, был построен с использованием интенсивной техники труда. В жилищном строительстве Малвия Нагара (архитектор Кулдип Сингх) игра кубическими формами по фасаду представляет любопытный контраст с решением его боковых планов. Это было первое жилищное строительство, сознательно имитирующее в большом масштабе традиционный ритм пешеходных улиц, перемежающихся площадями. Ирония планировки Выставочного комплекса Ревала и головоломка, заложенная в план жилищного комплекса Сингха — первые сигналы, что подсознательно это поколение (тогда тридцатилетних) пыталось выразить определенные внутренние конфликты, причиной которых явилось неудачное сочетание западных архитектурных форм и индийских общественных потребностей.

Благодаря широкому распространению западного влияния в обращение вошло слишком много элементов плохо поддающихся ассимиляции В результате "современные" здания имели некоторые детали, лишенные какой бы то ни было функциональной нагрузки Это был предел, вызвавший реакцию

Отступление от принципов Чандигарха началось в конце 60-х годов Как это бывало со многими другими движениями, возникло оно в умах и восприятии отдельных архитекторов

Начались новые поиски решения, основанного на традиционном опыте городского планирования, с учетом индийского навыка к поквартальному заселению и климатических особенностей. Среди архитекторов, которые исследовали ситуацию и выступили в пользу учета индийских традиций, в те дни были Корреа, Сабикхи, Канвинде и Уттам Джейн Позднее к ним присоединилась группа более молодых, в которую входили к 1974 году А. М Н. Ганджу, Джой Сен, Васант Каматх, Роми Кхосла и другие. У этой последней группы были гораздо более четко сформулированные идеоло гические взгляды на традиции Следуя аналогич ным процессам в других странах, они рассматривали народную архитектуру, созданную простыми людьми Индии в течение веков, как источник социально и экономически перспективных идей.

Пятый и последний подход к архитектуре 1960-1974 годов отражает изменение в общественных взглядах, рассмотренных выше. Показательны два примера Один — сделанный архитектором, принадлежавшим к основному течению, другой - тем, кто предпочел остаться вне его Лекционный театр Уттама Джейна и Центр развития образования Лори Бейкера — мы видим здесь близкую точку зрению на планировку региональ ного здания, использования местных материалов и местных мастеров. Архитектура этих зданий выглядит как ручная работа

3. 1975-1985. ОПИРАЯСЬ НА СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Три гиганта архитектуры XX века — Лютьенс, Ле Корбюзье и Кан. Каждый из них провел более десятилетия в тесном контакте с Индией. Их влияние, конечно, было громадно. К 1974 году страну покинул последний из этих мастеров; индийские архитекторы были предоставлены самим себе, свободны в выборе собственного направления, свободны в интерпретации общественных нужд в соответствии с собственным пониманием, свободны в формировании пространства в любом виде по собственному выбору.

С этой свободой пришло трезвое понимание: профессия архитектора затрагивает жизнь едва ли 10% населения Индии. Старый спор о выборе стиля расширился, включив в себя социальные, экономические и экологические факторы. При этом стали очевидны и растущая оснащенность индийской экономики, и ускорение развития, вызванное государственным и частным капиталовложением в ряд секторов и регионов. Проблема становилась гораздо более сложной. К экономическим факторам, определяющим стиль, относились отбор и стоимость строительных материалов и изменяющиеся соотношения цен на землю, рабочую силу, энергию и материалы. Среди общественных факторов, определяющих стиль, были изменения в приоритете культурных и материальных ценностей и идеологических перспективах строительного дизайна. Экологические факторы, определяющие стиль, включали в себя строгий учет всех воздействий на окружающую среду, в том числе и учет истощающихся природных ресурсов, необходимых для удовлетворения ненасытного аппетита строительной индустрии. Некоторые практики, преподаватели и студенты занялись планомерным анализом этих факторов в конце 70-х годов. Так начинались поиски новой интеллектуальной базы для современной архитектуры, и поиски эти продолжаются по сей день, с гораздо более рационалистической оценкой разнообразных нужд населения в условиях разных климатических и природных ресурсов разных частей страны. Направление, масштаб и дух работ, завершенных или находящихся в стадии разработки в период 1975—1985 годов, с новой уверенностью свидетельствуют: нет сегодня единого господствующего архитектурного стиля. Продолжают существовать несколько более ранних направлений, а вновь возникшие видоизменяются и обновляются свежими силами и свежим подходом. Существуют и более экстравагантные взгляды на архитектуру. Все это дает возможность более широкого выбора философии дизайна. В небольшом по количеству, но важном по значению числе работ заложено экспериментальное отношение к культурной релевантности, преемственности и региональной подлинности, выраженной в спокойных формах и в редких робких исторических ссылках на традиции. В некоторых работах за последнее десятилетие видны поиски новых направлений в архитектуре.

Новшеством в строительстве жилых домов Анила Лаула, имеющим к тому же невысокую цену, являются крыши из бетонных плиток; в качестве наполнителя используется джутовая ткань и куриный помет; общая форма и распределение окон в здании способствуют сквозной вентиляции. Достоинством проекта является прямая и непосредственная реакция на климатические условия — признак, отсутствовавший во многих работах 60-х годов.

Индийский Институт управления в Бангалоре (архитектор Доши) — значительная веха в творчестве этого архитектора. Его генеральный план предусматривает серию площадок и двориков, вдохновленных Фатехпур Сикри, они соединены внутри круговоротом столбов и напоминают по своему решению многофункциональность южноиндийского храма. Фасады строений различны по решению, как и в традиционной архитектуре Джайпура и Джайсалмера. Гораздо более яркий пример возвращения к традиции наблюдается в театре Калакшетра (Аппукутан Наир). Наир использует традиции народной архитектуры южной Индии, чтобы создать идеальное функциональное строение для представления классических танцев и музыки.

Сатиш Гуджрал, известный художник, скульптор и специалист по фресковой живописи, в последние годы вернулся к архитектуре. Очевидно, в качестве реакции на Международный стиль он объявил себя противником рационализма. Выстроенное им посольство Бельгии задумано как монументальное геологическое образование, состоящее из земляных валов и кирпичных сводов, ассоциируемых с образами куполов, линга-мов и иной тантрической символики. А далеко от столицы, в горах Ладакха, сейчас строится Центральный институт по изучению буддизма (архитектор Рама Шарма). Это одновременно как свидетельство того, до сколь отдаленных областей Индии добрались архитекторы, так и свидетельство достигнутого технологического прогресса, ибо проект предусматривает широкое использование солнечной энергии для обслуживания и отопления здания.

К 1985 году население Индии составляло свыше 750 млн. Число квалифицированных архитекторов возросло приблизительно с 300 человек в момент обретения независимости до 10 000 на сегодняшний день. Отношение архитекторов к общему числу населения увеличилось от 1 на 1 млн. до 1 на 75 тыс. В 34 учебных заведениях можно получить архитектурное образование. Направления в архитектуре в несколько ближайших десятилетий будут определяться тем, что разрабатывают сегодня студенты и преподаватели, а занимаемые ими позиции, методология и идеология, вероятно, определят содержание архитектурного образования в ближайшем будущем.

Автор - Меллей Чаттерджи

Источник: http://achababa.tripod.com

2INDIA.RU - главная страница сайта

Туры в Индию | Визы в Индию | Авиабилеты в Индию | Выставки в Индии

Фотографии Индии / Путеводитель по Индии / Гоа (Goa) / Керала (Kerala) / Индийское искусство / Религии Индии / История Индии / Статьи об Индии


1. Туристическая компания «ТурПлюс»

Туристическая компания «ТурПлюс» имеет аккредитацию при посольстве Индии и специализируется на продаже туров в Индию, бронировании отелей в Индии, а также на продаже авиабилетов на регулярные и чартерные рейсы в Индию и страны Юго-Восточной Азии.

Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!

Лакшми - индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!

Телефоны:
+7 (495) 785-88-10 (многоканальный)

Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>

2. Туристическая компания «Мир странствий»

Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.

Телефоны:
+7 (495) 783-80-20 (мн.),
+7 (495) 782-32-85 (мн.)

Сотрудничество, общие вопросы по Индии: info@2india.ru

Контактная форма:

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию (в этом случае укажите свой телефон и время отзвона).

При заказе с сайта скидка 3%!

Имя *
E-mail *
Ваши пожелания, вопросы *
Ваши заявки обрабатывают сотрудники туристической компании «ТурПлюс»
  | Путеводитель | Гоа | Керала | Туры в Индию | Отели Индии | Искусство | История | Религии | Статьи |